ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Сиротина С.А. 1, Ахметшин Р.Н. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственная политика в вопросе воспитания в военном вузе ориентирует педагогов на воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. отмечается, что главной задачей в сфере воспитания является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1]. Это значит, что на передний план в системе российского образования выходит концепция воспитания, которая реализуется средствами различных учебных дисциплин.

В условиях военного вуза целенаправленное воспитание курсантов как патриотов и граждан России должно пронизывать весь педагогический процесс, и дисциплина «Иностранный язык» в этой связи обладает огромным воспитательным потенциалом. В силу своей специфики иностранный язык способствует обогащению личности во многих смыслах, поскольку повышает не только практический эффект обучения, выражающийся в получении новых знаний, но и также вносит существенный вклад в формирование человека как личности.

Соглашаясь с точкой зрения В. Чернова, считаем, что иностранный язык как учебная дисциплина имеет своей целью решение многих воспитательных задач, среди которых следует выделить приобщение обучающихся к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления к осуществлению межличностного общения [4, c. 147-149].

Неоспоримым представляется тот факт, что обучение обязательно воспитывает, способствуя формированию у обучающихся определенных взглядов, убеждений и качеств личности. Однако воспитательную составляющую занятия следует выстраивать исходя из целей и задач обучения, в противном случае результат воспитания не будет соответствовать намеченной цели [2].

И в подтверждение тому высказывание великого русского педагога К.Д. Ушинского: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» [3].

Анализ теоретической и методической литературы позволяет выделить следующие средства для реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе:

- коммуникативная направленность дисциплины, изучение иной культуры народа носителя языка на основе аутентичных материалов обеспечивает возможность критического осмысления, понимания иноязычной культуры через знания, сформированные в процессе овладения родной культурой;

- реализация воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе осуществляется через усвоение обучающимися этических, нравственных и моральных норм в процессе организации иноязычного общения, а также в процессе взаимодействия обучающихся на иностранном языке. Особую значимость, на наш взгляд, обладает так называемая «Сократовская беседа», когда при помощи правильно поставленных и сформулированных вопросов преподаватель подводит обучающегося к формулировке и высказыванию нужного мнения. В процессе обсуждения на иностранном языке проблемных ситуаций воспитательного характера обучающиеся выражают свою нравственную позицию и предлагают возможные способы решения обсуждаемой проблемы с учетом наиболее значимых национальных и мировых ценностей, а также образцов и моделей поведения;

- включение в этапы занятия исторического экскурса о важных событиях в истории страны и мира приобщает обучающихся к культурным ценностям, воспитывает чувство уважения к культурному наследию собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Подобный подход способствует воспитанию у курсантов патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны, развитию представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, формированию собственных нравственных обязательств, придает значимости выполняемой деятельности и всему процессу обучения;

- контролирующий аспект рассматривается, с одной стороны, как форма проверки обратной связи, которая определяет дальнейшую работу. С другой стороны, контроль выполняет воспитательную функцию. Оценивая работу обучающихся справедливо, преподаватель формирует у них чувство равноправия, желание трудиться. Высокая требовательность со стороны преподавателя содействует формированию у обучающихся чувство долга, формирует ответственное отношение к выполняемой деятельности;

- обязательным условием реализации воспитательного потенциала иностранного языка является уважительное отношение преподавателя к каждому обучающемуся, а также создание на занятиях благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроя. Благоприятный психологический климат, где царит взаимное уважение, дружелюбие, присутствует комфорт и необходимые условия для работы, раскрывает возможности личности.

Подводя итог, отметим, что дисциплина «Иностранный язык» обладает огромным воспитательным потенциалом, реализация которого сделает процесс обучения более продуктивным, содержательным и интересным как для обучающихся, так и для преподавателя. Сочетание и взаимопереплетение средств реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе многократно повышают качество воспитательного воздействия в рамках образовательного предмета. Рассмотрение вопроса о воспитательных возможностях, которые предоставляет иностранный язык как учебная дисциплина в военном вузе, позволяет заключить, что процесс обучения, организованный подобным образом, способствует: формированию нравственной позиции обучающегося – будущего офицера; воспитанию его личной ответственности за выполняемую деятельность; становлению личности специалиста, являющегося примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (дата обращения: 30.01.2020)

2. Климов Е. А. Психология: воспитание, обучение: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000. 367 с.

3. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998

4. Чернов В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин // Высшее образование в России. 2006. № 9. C. 147-149.

Просмотров работы: 65