Смена научных парадигм на рубеже XX и XXI столетия заключалась в том, что на смену кибернетической парадигмы, господствовавшей в науках вторую половину XX века, пришла синергетическая парадигма.
Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» - «со-», «совместно» и «эргос» - «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, людей, транспортных средств и т.д.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.[5]
Синергетика представляет собой науку, изучающую основные законы самоорганизации сложных систем. В нее входят такие области как нелинейная динамика, детерминированность, хаос, фракталы, катастрофы, бифуркации, волны, полевые эффекты и т.д. Растущая в наше время популярность синергетики объясняется тем, что она становится языком междисциплинарного общения, понятным для специалистов в областиматематики, физики, химики, биологи, психологи и др., хотя каждый понимает синергетические модели по-своему.
Синергетика как модель самоорганизации несет новые возможности стратегий в мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием «хаос» и «беспорядок». Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать в согласованном, детерминированном движении.
Беспорядок сменяется порядком, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы упорядоченной системы.
Исследователи и специалисты разных отраслей знаний увидели в синергетике новое направление в науке, позволяющее превращать хаос в порядок, выводить системы на качественно новый уровень развития.
Таким образом, синергетика - это наука о сложных системах, взаимодействующих с внешней средой, в которых наблюдается коллективное действие разнородных элементов, приводящее к развитию системы через целый ряд относительно устойчивых состояний.
Синергетика оказалась таким направлением в науке, которое сразу же стало востребованным практически в различных отраслях деятельности. В синергетике специалисты разных научных направлений открыли множество новых возможностей.
Сама история создания науки синергетики является свидетельством мощного интеграционного процесса, приведшего в конце XX века к синергетическому процессу - созданию универсальной мировоззренческой науки с большим потенциалом во многих отраслях знания и деятельности.
На базе синергетики Г. Хакена в последней четверти XX века стали возникать синергетические школы различного направления. Возникла электронная синергетика, биологическая синергетика, химическая синергетика, физическая синергетика, экономическая синергетика. Системно-синергетический подход, новая научная парадигма ,используемая для решения таких проблем, которые не поддавались решению другими, более классическими методами.
Не остались в стороне и педагогика, организация учебно-воспитательного процесса. В этой отрасли знания и деятельности на смену мышлению, в основе которого - детерминистский подход, появилось все больше примеров, объясняющих явления с позиций синергетики.
Смена парадигмы мышления привела к отказу от линейных моделей в пользу нелинейных, самоорганизующихся.
Все это приводит к формированию парадигмы педагогической синергетики, синергетического подхода к процессу учебно-воспитательной деятельности.
В свете синергетического подхода – человек – непросто элемент системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов, упорядочиванию системы, ее стабилизации.
Cинергетический подход к воспитанию основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.
В реальных воспитательных системах, при этом подходе, ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства воспитания и обучения, которые должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны многоаспектны и непрерывны.[2}
Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (колебаний) и, прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов самоорганизации и, затем, внедрения в педагогические системы.
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к самоорганизации, саморазвитию не только за счет притока энергии, информации извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей.[5]
Исходя из этого, новая синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных систем, как система образования.
Спектр направлений, в которых может протекать развитие воспитательной и образовательной системы задается природой этой системы, которая претерпевает эволюцию в процессе своего развития. Другими словами он, этот спектр определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующуюся систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из своих прежних состояний.[2]
Литература
1. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. - 1999. - № 2. - С. 22-26.
2. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.
3. Князева, Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 31-36.
4. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М.Таланчук // Магистр. - 1997.- СВ. - С.32-41.
5. Хакен, Г. Синергетика: пер. с англ. Г. Хакен. - М., 1980. - 406 с.