МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Склярова О.Н. 1, Платонов С.П. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире важное место занимает развитие инновационного образования. Ретроспектива изменения структуры образовательной системы и ее содержания кардинально меняются из поколения в поколение. Таким образом модернизация российского образования напрямую связана с реализацией основной цели профессионального образования – подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, который был бы конкурентоспособен на рынке труда, компетентен, ответственен, свободно владеющий профессией и ориентирующийся в смежных областях деятельности. Принципиально важным является приобретаемые курсантом на протяжении всего периода обучения способности к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одним из путей решения данной проблемы являются инновации в модульном обучении. Понятие модульное обучение родилось в конце 60-х годов и быстро нашло свое применение в англоязычных странах. Спустя некоторое время модульным обучением заинтересовались исследователи и в нашей стране.

Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации [1]. В основу сущности модульного обучения входит выбор обучающимся индивидуальной траектории изучения учебного курса со структурой организации учебно-методического блока – модуля.

Основной целью модульного обучения курсантов в военном вузе является развитие его самостоятельности, умения встраиваться в учебный процесс с учетом индивидуального менталитета, способов инновационной проработки учебного материала.

В своих исследованиях Г. Китайгородская отмечает, что именно самостоятельная деятельность обучающегося при решении, например, коммуникативных задач позволяет наиболее вероятно найти оптимальную индивидуальную стратегию овладения языком и реализовать личностные скрытые резервы курсанта [2]. Важно при этом развивать интрогенную активность курсанта, предполагающую, что будущий военнослужащий не бездумно следует привычке действовать по принципу «делай, как я» или «делай как я сказал», опираясь на авторитет педагога. Собственная ментальность курсанта в рамках данной системы позволяет сформировать индивидуальную траекторию обучения.

Важнейший элемент модульного обучения является рейтинговая система оценки знаний, а она предполагает балльную оценку успеваемости курсантов по результатам изучения каждого модуля [3]. В настоящее время в военных вузах используют вариативные ранжированной системы успешности, базирующиеся на традиционных бальных шкалах (100, 10, неудовлетворительно – отлично) с вычислением среднего балла успеваемости. Более прогрессивным является коэффициент успешности обучения, определяющий не средний балл, а процент отличных и хороших оценок за фиксированный временной интервал. Данный показатель однозначно определяет каких успехов достигает личность курсанта – высоких, средних или незначительных, стимулируя его «акме» в самостоятельной деятельности.

При проектировании, целесообразно учитывать комплекс концептуальных положений, которые определяют развитие системы образовательной подготовки специалистов. Они базируются на следующих составляющих:

принципы, тенденции и механизм развития системы подготовки специалистов, которые разработаны с учетом изменений требований к результатам подготовки;

программно-технологические основы формирования кредитно-модульной учебно-организационной среды, как конфигуратора системы подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, уставных особенностей военной службы, государственной системы к качеству подготовки в рамках профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта;

концептуально- методические и технологические основы развития системы подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения, систему консультационно-методической подготовки и ограничения контрольно-оценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.

Отдельно взятый модуль определяют как совокупность компетенций, описанных в форме требований, и которым должен соответствовать обучающийся по завершении каждого модуля. Каждый модуль должен обязательно оцениваться [3].

Преимущества модульного обучения для курсанта состоит в следующем:

1) строго ранжированное время для самостоятельной работы, самоорганизации, самопланирования, самоконтроля и самооценки;

2) возможность осознания себя в практической деятельности, определение уровня усвоения собственных знаний с выявлением пробелов и недостатков в практической реализации умений;

3) индивидуализация работы при наличии модулей с печатной и цифровой основой.

Обязательными компонентами, входящие в состав обучающего модуля, могут быть следующие:

- корректно и точно сформулированная учебная цель;

- база знаний по изучаемой дисциплине (собственно учебный материал в виде обучающей программы, снабженный справочной информацией и содержащий соответствующий блок текущего и итогового тестирования);

- методическое руководство по достижению целей (как?);

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольные работы, строго соответствующие целям в конкретном модуле.

Важно, что модульная система построения учебного процесса позволяет разработать учебные программы с учетом гарантированного уровня подготовки курсанта и конечной цели – достижения требуемых личностных и общих компетенций. Это предполагает, что теоретический и практический материал тщательно согласуется и обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала как отдельного модуля, так и всего курса.

Контроль знаний, умений и навыков при данной организации должен обязательно обеспечиваться многоуровневым тестированием. Например, при изучении иностранных языков крайне важно выдерживание следующих требований:

1) Первоначальное тестирование обязательно должно начинаться с «входного контроля», который определяет предварительные знания и общий уровень эрудиции, компетентности личности курсанта.

2) Промежуточный контроль обеспечивает усвоение базовых понятий, основных навыков в рамках практических и лабораторных работ, предусмотренных тематическим планированием учебной дисциплины.

3) Зачетное тестирование имеет своей целью усвоение материала одного раздела перед началом изучения следующего.

4) Итоговое тестирование по дисциплине предполагает контроль усвоения знаний за весь курс.

5) Контроль остаточных знаний по дисциплине для оценки эффективности преподавания предмета и его информационной наполненности.

6) Тесты по дисциплине к междисциплинарному экзамену.

Следует отметить, что уровень знаний курсантов в значительной степени определяется личностными усилиями, способностями – в целом ментальными способностями курсанта. Достижение гарантированного качества обучения возможно лишь в условиях индивидуальных траекторий обучения, когда курсант имеет возможность самостоятельно выбирать свою стезю с учетом личностных психофизических характеристик [5].

Следует согласится с положением, что именно при модульной организации обучение у курсантов формируются навыки самообразования, т.к. процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если обучаемый овладевает знаниями сам, а педагог управляет этим процессом – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Такое обучение напрямую связано с информационными технологиями, использование в учебном процессе которых призвано повысить уровень и качество подготовки будущих специалистов по конкретному профилю обучения.

Список литературы

1. Авдонина Л.П., Глебова Т.С. Модульная технология обучения в современном вузе. В сб.: Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации. Материалы Международной научной научно – практической конференции. Часть I. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. С. 3 – 8.

2. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: МГУ,1986. 175 с.

3. Шутикова М.И., Чеснокова И.А., Суеткина М.А. Кредитно –модульная система учебного процесса в вузе на основе информационно –коммуникационного сопровождения. Монография. – М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Череповецкий гос. ун-т", Гуманитарный ин-т. Череповец. 2011. 112с.

4. Склярова О.Н. Формирование профессионально-образовательной среды при обучении курсантов неязыковых военных вузов иностранному языку / О.Н. Склярова // Монография. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. 220с.: илл.

5. Склярова О.Н. Психолого-педагогическая проблема самостоятельной деятельности обучающегося в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2017. №6; URL:https:/www/science-education.ru/ru/article/view?id=27168 (дата обращения 20.11.2017).

Просмотров работы: 141