Сенсорная комната как средство формирования сенсорной культуры в раннем возрасте - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сенсорная комната как средство формирования сенсорной культуры в раннем возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашем детском саду в 2014 году стараниями педагогов была создана замечательная сенсорная комната. Что же это за комната и для чего она нужна?

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

снятие психоэмоционального напряжения;

саморегуляция и самоконтроль;

умение управлять своим телом, дыханием;

умение передавать свои ощущения в речи;

умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы:

эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики:

произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;

развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».

Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать, поэтому занятия в таких бассейнах оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при различных заболеваниях.

Кроме всего, детские сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойней, с аппетитом едят и быстро засыпают.

В комнате имеется мягкое напольное покрытие. Маты и большое количество подушек обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

Напольная сенсорная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, развитию тактильного восприятия, развитию координации движений, профилактика плоскостопия, стимулирует работу внутренних органов.

Оборудование сенсорной комнаты направлено на развитие следующих задач:

профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

создание положительного эмоционального состояния;

облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;

формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

развитие позитивного общения детей;

формирование восприятия цвета и звука;

развитие внимания и оригинальности мышления.

Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, солнцем и луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность.

Наверное, у каждого педагога-психолога есть своя картотека психотерапевтических сказок. И у меня она тоже есть. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку. Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность. Сенсорная комната отлично подходит для занятий сказкотерапией.

Занятия организуются таким образом, чтобы включить в их ход максимальное количество разнообразных приёмов, игр и упражнений. Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, учатся находить выход из трудных ситуаций.

Список литературы

Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. [Текст] / В. Г. Алямовская. – М.: Линка – пресс, 2000 – 36 с.

Веснина А. «Все, что тебя касается», или Развивающая среда для малыша. [Электронный ресурс] / Няня, 2005. Режим доступа: http://www.nanya.ru/opit/9668#., свободный. – Загл. с экрана.

Давыдова Е. Сказочный мир Сенсорной комнаты. [Текст] / Е. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 11. – С. 70-72.

Иванова А.Е. Теоретическое обоснование, история создания, направления использования сенсорной комнаты, упражнения по релаксации. [Электронный ресурс] / Методические материалы ООО ПФК «Альма», 2005. Режим доступа: http://www.alma.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Общие рекомендации по проектированию, оборудованию и установке сенсорных комнат. [Электронный ресурс] / Методические материалы ООО ПФК «Альма», 2005. Режим доступа: http://www.alma.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. [Текст] / П.А. Павлова, И.В. Горбунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.

Просмотров работы: 14