ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

Кичева И.Е. 1, Каркавцева И.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Инклюзивное образование основано на основополагающем праве всех учащихся на качественное образование, которое удовлетворяет их основные потребности в обучении, поощряет их личностное развитие в самой полной мере и рассматривает разнообразие опыта и способностей как возможность для обучения, а не как препятствие [1].

Само по себе это понятие появилось сравнительно недавно. Еще несколько лет назад никто и не задумывался о том, чтобы люди с некоторыми отклонениями учились вместе со всеми и при этом успешно. В настоящее время во всем мире инклюзивное образование является одной из главных тенденций в развитии системы образования.

В России инклюзивное образование на данный момент все еще находится на начальном этапе формирования и развития. Из-за новизны понятия «инклюзивного образования» еще недостаточно рекомендаций и методик для его реализации, ведь многие даже не знакомым с данным понятием.

Идея ввести в систему образование инклюзивное образование может показаться легкой лишь на первый взгляд, ведь она требует колоссальных усилий и затрат не только материальных, но и физических. Смысл инклюзивного образования заключается в том, что все имеют равный доступ к образованию, независимо от разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данное понятие было закреплено в ст. 2 п.27 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Это является ссылкой на Конституцию РФ, которая гласит, что все граждане Российской Федерации имеют право на образование независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и образовательных потребностей [2].

При инклюзивном образовании весь учебный процесс должен быть организован с учетом удобства учащегося, для его комфортного и беспрепятственного обучения, здесь и возникают все сложности с организацией образовательного процесса.

Целью исследования является изучение инклюзивного образования в системе физического воспитания в вузах.

Для достижения цели поставлены задачи исследования:

проанализировать учебно-методическую литературу и научные публикации о развитии инклюзивного образования в вузах и изучении различных методических подходов к физическому воспитанию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

оценить данные опроса среди студентов по вопросу реализации инклюзивного образования в системе физического воспитания в вузах.

При формировании образовательной среды для студентов с инклюзией необходимо учитывать индивидуальные особенности здоровья. Ведь здоровье является важной составляющей гармоничного развития личности и способствует плодотворной работе и развитию духовно-нравственных ценностей. Именно занятия физической культурой помогают формировать здоровье, улучшают физическое состояние и развивают не только физические способности, но и личностные качества студентов. С помощью физического воспитания можно обеспечить полноценную жизнедеятельность и успех в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому факту возможно активизировать ресурсы организма, под которыми понимается сохраненный функциональный потенциал организма [3]. Использование данных ресурсов значительно облегчает и способствует более успешной адаптации студентов к университетской среде.

В настоящее время по требованиям ФГОС 3+ необходимо также формировать у студентов компетенции, связанных с физической активностью обучающихся [4]. Поэтому образовательная среда в вузе должна способствовать получению профессиональных знаний, а также высокой общей и трудовой культуры у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Компетентные преподаватели могут создать значимую учебную среду, способствующую развитию личности и получению знаний, умений и навыков. В данном аспекте ведущую роль занимает физическая культура в вузе, физическое воспитание играет ключевую роль в образовательном процессе, формирует у будущих выпускников такие важнейшие профессиональные качества, как высокий уровень физической подготовленности и психической устойчивости.

Кроме того, необходимо в полном объеме сформировать у студентов все компетенции, необходимые для будущей профессии, несмотря на все трудности их реализации. Вовлечение студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность может предоставить им ключевые возможности для получения знаний и навыков, необходимых для ведения активного образа жизни в будущем. Педагогам необходимо способствовать повышению потенциала обучающихся, опираясь на личностно-ориентированный подход для студентов с инклюзией. Необходимо формировать у них активную жизненную позицию, способность оптимально использовать функциональные ресурсы организма, способствовать процессам социализации и интеграции их в общество.

Отличие инклюзивного физического воспитания от обычного заключается в том, что первостепенно образование направлено на человека, его личностный аспект, а затем на укрепление здоровья и развитие физических качеств и двигательных способностей. Это отличие ведет за собой изменение методологического аппарата из-за отличий в категории занимающихся данной дисциплиной.

Инклюзивное образование ценит разнообразие, поддерживает полное участие каждого студента, включая частоту посещения и вовлеченности, и уменьшает отчуждение таких студентов. Инклюзивное физическое воспитание имеет социально-педагогическую ценность, которая включает в себя не только процесс воспитания, но и повышение работоспособности, физической активности, самообразование личности студента, физическое, нравственное и психическое здоровье, привлечение к занятиям спортом, к активному отдыху на свежем воздухе, отказу от вредных привычек и развитию творческих способностей [5].

Следовательно, необходимо использовать различные методы и средства инклюзивного физического воспитания для комплексной реабилитации и интеграции человека с ограниченными возможностями в общество, а именно, для реабилитации учащегося и предотвращения сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

Более распространенными являются методы формирования знаний, личностного воспитания, обучения двигательным действиям, педагогического воздействия, развития физических качеств и способностей, а также организации взаимодействия педагога и студента. Эти методы состоят из множества различных приемов, при выборе которых можно найти индивидуальный подход к ученику с учетом особенностей учащегося, независимо от структуры и серьезности дефекта, возраста, наличия или отсутствия сопутствующих или вторичных расстройств, способностей к обучению, противопоказаний и медицинских показаний, физического и психологического развития. Главное – правильно использовать методы и приемы, которые затем становятся инструментами педагогического воздействия и частью педагогической технологии [6].

Следует сказать, что из-за новизны понятия инклюзивного образования еще слишком мало рекомендаций и методик для реализации физического воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья и у университетов возникают сложности с организацией инклюзивного физического воспитания. На физическое воспитание возложена большая часть ответственности за формирование у студентов активной жизненной позиции, способности правильно использовать ресурсы своего организма. Для этого необходимо преобразовывать физическое воспитание, с учетом индивидуальных особенностей студентов и опираясь на личностно-ориентированный, компетентностный и социально-личностный подходы. Для этого необходимо создавать специальные условия для доступности получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего профессионального образования. Также увлечение доли преподавателей в вузе и их компетенций в сфере инклюзивного образования, и адаптация образовательных программ.

В связи с высокой вариативностью и специфичностью различных контингентов учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги ощущают себя недостаточно подготовленными и недостаточно компетентными для удовлетворения потребностей инклюзивного образования. Поэтому необходима соответствующая квалификационная подготовка педагога. Такая подготовка требует не только предоставления фактической информации и знаний о студентах-инвалидах, но и целенаправленного формирования позитивного отношения к процессу инклюзивного образования в системе физического воспитания.

В ходе проведённого исследования был проведен опрос-анкетирование. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов по поводу реализации инклюзивного образования в вузах. Полученные экспериментальные данные были проанализированы и верифицированы. Ввиду того, что результаты опроса достаточно неоднозначны, мы решили более актуальным аспектом показать оценку уровня осведомленности студентов об инклюзивном образовании в вузах (рис. 1) и отношения респондентов к необходимости реализации инклюзивного физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 2).

Рисунок 1 – Оценка уровня осведомлённости студентов об инклюзивном образовании в вузах

По экспериментальным данным, представленным на рисунке 1, видно, что только 40% респондентов знакомы с системой инклюзивного образования в вузах, остальные участники опроса в равной степени либо не владеют такой информацией (30%), либо затрудняются с ответом (30%).

Рисунок 2 – Оценка отношения студентов к реализации инклюзивного физического воспитания в вузах

По экспериментальным данным, представленным на рисунке 2, видно, что положительно относятся к реализации инклюзивного физического воспитания 45% респондентов, 40% участников опроса затрудняются с ответом и лишь 15% студентов отрицательно относятся к системе инклюзивного образования в вузах.

Из этого следует, что в целом значительное количество студентов знакомо с понятием инклюзивного образования, а также поддерживает его реализацию. Однако, большое количество респондентов затрудняется с ответом, что говорит о неоднозначности мнений, либо о низкой информационной осведомленности населения по вопросам инклюзивного образования в вузах. Данная тема достаточно мало освещена и поэтому у многих возникают затруднения при ответе на тот или иной вопрос.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что реализация инклюзивного образования в системе физического воспитания крайне необходима, так как выполняет важнейшие педагогические и социальные функции самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствует личностному благополучию, здоровому и активному образу жизни студентов. В аспекте реализации образовательного процесса необходимо использовать различные методы и приёмы для индивидуального подхода к студентам с инклюзией для создания благоприятной и комфортной образовательной среды.

Список литературы:

1. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г.Огольцова, А. Э. Тимохина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2017. – №50. – С. 249-252. – URL: https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 16.12.2019).

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3. Ред. от 13.07.2015. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_140174. (дата обращения 16.12.2019).

3. Хромина С.И. Факторы введения понятия «Обучающийся с ограниченными функциональными возможностями» в физкультурно-образовательную среду вуза // Инклюзия в образовании. – 2016. – №1. – С. 95-101.

4. Хромина С. И. Физическое воспитание обучающихся технического вуза с позиций инклюзивного подхода / С. И. Хромина, Н. Н. Малярчук, Л. Б. Дыхан // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52–6. – С. 339–345.

5. Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв. ред.: М.Я. Виленский, С.И. Филимонова. М.: – 2011. – 316 с.

6. Асмолов И. Ю. Современные аспекты инклюзивного физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля / И Ю. Асмолов, Н. В. Журавская, Е. В. Махонин, Р. Л. Сиротинина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №3 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-inklyuzivnogo-fizicheskogo-vospitaniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-gumanitarnogo-profilya(дата обращения: 17.12.2019).

Просмотров работы: 202