ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Маслова О.Н. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социальной адаптации в стране пребывания.

По данным статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг» в течение последних трех лет число иностранных студентов, обучающихся очно в российских университетах, увеличилось на 20%. Так, в 2014/2015 академическом году в России учились более 183 тысяч иностранцев, в 2015/2016 году эта цифра выросла до 200 тысяч, в 2016/2017-м составила почти 230 тысяч человек [7, с. 32-34].

Российское образование пользуется популярностью в разных странах – это подтверждают данные статистики. Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. В 2016/2017 году количество учащихся из этих государств по сравнению с данными за предыдущий год выросло на 12% и достигло 120 тысяч человек. Лидерами в предоставлении иностранных студентов стали такие как республика Казахстан, республика Туркменистан, Республика Узбекистан и республика Таджикистан.

Известно, что одной из первых проблем, с которой сталкиваются иностранные студенты – это социальная адаптация в новых условиях. Необходимо рассмотреть данное понятие в рамках данной статьи.

Термин «адаптация» возник во второй половине XVIII в. В то время этот термин чаще всего трактовался как прямое и, главным образом, пассивное приспособление индивида к окружающей среде (лат. «adaptatio» – приспособление) [6, с. 442].

В дальнейшем стали складывались первые социологические трактовки процесса адаптации, которые отразились, в трудах таких ученых, как Г.Спенсер и Э.Дюркгейм. Г. Спенсер выдвигал позицию «крайнего адаптационизма». Суть этой позиции заключалось в том, что социальная адаптация понималась как процесс, в котором качества личности индивида приспосабливаются к внешним социальным отношениям. Индивида, успешно приспособившегося к условиям среды, при этом удовлетворив потребности жизни в социуме, Спенсер называл «предельным человеком». Этим он подчеркивал возможность полного приспособления индивида к социальным институтам и социальным отношениям [2].

Позиция Э.Дюркгейма по проблеме социальной адаптации несколько отличалась от позиции Г.Спенсера. Э.Дюркгейм утверждал, что способность адаптации человека заключается в умении подчиняться социальным нормам среды и игнорировать такие проявления индивидуальности, которые противоречат этим нормам. По мнению Э.Дюркгейма, в противном случае имеет место ситуация дезадаптации, которая обозначалась им термином «патология». Согласно позиции Дюркгейма, единственным адекватным способом адаптации индивида, является усвоение им норм социальной среды и приспособление к этим нормам. Однако, в дальнейшем Э.Дюркгейм, немного изменил свою позицию, отмечая «не только принудительный характер социальных норм, но и их «желательность» для индивида» [3, с. 272-273].

Общим моментом в позициях Г.Спенсера и Э.Дюркгейма, является то, что в процессе адаптации признается доминирование среды над индивидом. В этом четко прослеживается идея приспособления индивида в качестве пассивного объекта внешнего воздействия. Интерпретации социальной адаптации Г.Спенсера и Э.Дюркгейма можно отнести как к социально-доминирующим, так как они не раскрывают позиции субъекта в процессе адаптации и не учитывают его индивидуальные качества и способности.

Толкот Парсонс считал, что, «адаптация - это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить». Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды [2].

Авторы некоторых концепций социальной адаптации предпринимали попытки «сбалансировать» объективное и субъективное в адаптационном процессе. В этих концепциях признается взаимное приспособление индивида и социальной среды, что предполагает, однако, автономность обеих сторон. Среди авторов этих «сбалансированных» концепций такие исследователи, как Э. Гидденс, Т. Парсонс, А.Н. Аверьянов, Л. Берталанфи, Р. Мертон и др. Такие трактовки позволяют проанализировать адаптационный процесс с двух сторон - с позиции среды как объекта процесса адаптации и с позиции индивида как субъекта адаптации [4, с. 115].

Рассмотрим, как современные исследователи трактуют понятие социальной адаптации. В.Д. Цуркан, А.К. Гришанов под адаптацией студентов понимают процесс приведения в соответствие основных параметров личностных и социальных характеристик студента, а также приведение студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды вуза как внешнего фактора по отношению к нему [5, с. 345].

Т.И. Ронгинская утверждает, что адаптация студентов - это достаточно сложный процесс перестройки психической деятельности, который проявляется в изменениях отдельных характеристик личности и взаимосвязей между ними. По мнению Т.И Ронгинской, важными являются изменения в различные периоды процесса адаптации [1, с. 77].

Сурыгин А.И дает характеристику адаптационным процессам как «острые» и «сложные». Он считает, что обучение иностранных студентов должно учитывать «формирование системы целей в области адаптации и разработку инструментов диагностики уровня адаптированности иностранных студентов». Слабая способность к адаптации проявляется в том, что, испытав по приезде в другую страну так называемый «культурный шок», студент, как правило, обнаруживает малую личностную активность. Она сопровождается слабо выраженной личностной самореализацией, отсутствием способности адекватно оценивать вид избранной деятельности, возникновением коммуникативных проблем, неадекватностью оценки чужого для них менталитета [6, с. 30].

По мнению Долженко О.В. и Шатуновского B.Л. социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремятся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной социальной адаптации – высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами» [2].

Таким образом, можно заключить, что адаптация - это динамический процесс, который включает в себя активность со стороны личности, определенным образом меняющий ее структуру. Необходимо также отметить, что процесс адаптации должен включать в себя совместную деятельность, как студентов, так и преподавателей и всего коллектива университета. В следующих статьях будет рассмотрено как проходит процесс адаптации иностранных студентов в условиях вуза.

Список литературы.

Гладуш, А.Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России / А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова, В.М. Филиппов. – М.: РУДН, 2008. – 146 с.

Демьяненко, Н.В. Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова, В.Н. Куровский // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 942-944. - [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/112/28060/ (дата обращения: 29.01.2020).

Демьяненко, Н.В. К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ) / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова // Молодой ученый. - 2010. - № 3. - с. 272–274.

Дудченко, О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О.Н. Дудченко, А.В. Мытиль // Социологические исследования. - 2014. – № 6. – С. 110-119.

Ильченко, А.М. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: процесс, способность, результат / А.М. Ильченко // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 394-396. . - [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/139/39163/ (дата обращения: 02.12.2019).

Сурыгина, А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. / А.И. Сурыгина. - СПб.: Златоуст, 2001. – 30 с.

Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. - М.: Социоцентр. - 2018. - №8. - С. 32-34.

Просмотров работы: 36