ИНФРАДИАННЫЕ РИТМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНФРАДИАННЫЕ РИТМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Коршунов В.В. 1, Каркавцева И.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последнее время в нашей стране и за рубежом уделяется большое внимание исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи с периодами сна и бодрствования, особенностями работоспособности, различными заболеваниями, с научно-обоснованным применением лекарственных препаратов при лечении больных [1].

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности. Биоритмы − это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Современная наука успешно развивает новое направление исследований – хронобиологию, что представляет интерес не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Цель научной работы является анализ и верификация данных литературных источников и современных интернет-форумов по изучению периодических колебаний физиологических процессов в организме человека, как основы приспособления организма к циклическим изменениям окружающей среды.

Биологические ритмы (биоритмы) (в переводе с греческого «любое повторяющееся движение, ритм») – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений[2].

Наиболее распространенной является классификация биоритмов по Ф. Халбергу (1964), по частотам колебаний, то есть по величине, обратной длине периодов ритмов[2].

Высокочастотная зона ритмов(ритмы дыхания, работы сердца):

ультрадианная область ритмов с длиной периодов: менее 0,5 ч; или 0,5–20 ч.;

Среднечастотная зона ритмов (смена сна и бодрствования, активности и покоя):

циркадная область ритмов: 20–28 ч.;

инфрадианная область ритмов: 28 ч.–3 сут.;

Низкочастотная зона ритмов (недельный, лунный и годичный ритмы, охватывающие циклы экскреции гормонов, сезонные изменения течения биохимических реакций):

циркасептанная область ритмов: 7 + 3 сут.;

циркадисептанная область ритмов: 14 + 3 сут.;

циркавигинтанная область ритмов: 20 + 3 сут.;

циркатригинтанная область ритмов: 30 + 7 сут.;

цирканнуальная область ритмов с длиной периода: 1 год + 2 мес.

Инфрадианные ритмы – ритмы длительностью больше суток, многодневные (околонедельные, околомесячные), охватывающие все иерархические уровни организма, которые служат целям приспособления организма к циклическим изменениям окружающей среды, и составляют универсальную основу, необходимую для сочетания деятельности многих физиологических систем.

В настоящее время термин инфрадианные ритмы используется для обозначения периодических колебаний физиологических процессов в организме от 1 до 30 суток. Инфрадианные ритмы обнаруживаются как в динамике показателей жизнедеятельности организма (температура тела, энергетический и пластический обмен), так и в динамике показателей, характеризующих специфические стороны отдельных физиологических систем. Так, ритм 5-7-дневной длительности зафиксирован в динамике интенсивности энергетического обмена, массы и температуры тела человека.Трехнедельная цикличность зарегистрирована в нейроэндокринной системе: доказано существование 21-дневного ритма динамики инкреции и экскреции гормонов стресса и половой активности: тестостерона, кортикостероидов, адреналина [3].

Также известен и изучен солнечный цикл. Солнечная цикличностьпериодические изменения в солнечной активности, имея в виду, что состояние глобального магнитного поля Солнца возвращается к исходному через два полных 11-летних цикла. Существует тесная зависимость между фазой солнечного цикла и антропометрическими данными молодежи. Исследователи провели статистический анализ показателей массы тела и роста юношей, приходивших на призывные участки [1]. Оказывается, что акселерация весьма подвержена солнечному циклу: тенденция к повышению модулируется волнами, синхронными с периодом "переполюсовки " магнитного поля Солнца (а это удвоенный 11-летний цикл, т.е. 22 года).

В первой половине нашего столетия была необычайно популярной «Теория трех ритмов'', согласно которой периоды физического, эмоционального и интеллектуального циклов жестко заданы со дня рождения и не изменяются на протяжении всей жизни человека [4]. Проведены исследования влияния интеллектуального цикла на успешность сдачи экзаменов, на уровень продуктивности запоминания и способность к пространственной визуализации, Было выдвинуто предположение, что при существовании интеллектуального цикла должно быть различие в динамике результатов двух групп, одна из которых работала сначала в фазе спада своего интеллектуального цикла, а при повторном тестировании в фазе подъема, а другая оба раза тестировалась в средней фазе индивидуального цикла. Все испытуемые показали лучшие результаты при втором тестировании. Был сделан вывод, что либо интеллектуального цикла не существует, либо его влияние на эффективность актуальной мыслительной деятельности незначительно.

Учеными доказано, что работоспособность, как и любая другая функция организма человека, меняется на протяжении суток, недели или года, а за фазой активности обязательно следует фаза расслабления [5]. Существует версия, что в сентябре и феврале она достигает своего максимума. А самыми активными днями недели считаются вторник, среда и четверг. При очень напряженной работе даже дневной ритм, как правило, постоянно нарушается. В результате чего, 8% взрослого населения страдает бессонницей, 15% недостаточно отдыхают во сне. Все это вызывает повышенную утомляемость и отражается на работоспособности.

Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния. Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. По мнению многих ученых, представители утреннего типа − в основном, служащие, вечернего − люди умственного труда, аритмики − лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17 %, совы − 35 %, аритмики − 48 %.

В молодом и зрелом возрасте здоровый человек характеризуется специфическим биоритмологическим статусом, который можно считать эталоном оптимального «количества здоровья» [1]. Именно студенческая молодежь, особенно на начальном этапе обучения, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении, что пагубно отражается на общем состоянии и здоровье подрастающего поколения.

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от распределения времени на отдых (сон) и на активную деятельность (учебные занятия, досуг и др.). А всё это во многом зависит от биологических ритмов.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:

первая половина дня (примерно до 12 – 13 часов) – максимальная активность;

вторая половина дня (примерно до 15 – 16 часов) – спад активности;

вечер (примерно до 20 – 21 часа) – небольшой подъем активности;

поздний вечер и ночь – минимальная активность.

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем, что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности. В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.

В связи с переутомлением организма человека может наблюдаться десинхроноз – рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени, сигнал неблагополучия.Проблема профилактики десинхронозов инфрадианных ритмов является сегодня достаточно актуальной. Возникает необходимость организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма.

Первостепенными мерами профилактики утомления студенчества являются:

правильный режим дня,

своевременный отдых,

увеличение микропауз активного отдыха,

регламентация физической и умственной нагрузки.

Полноценный сон в период сессии приобретает особое значение. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч. Если же сон ограничивать 5-6 ч. то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм. Важной составляющей является и правильное питание, оптимальная двигательная активность, здоровый образ жизни, занятия физической культурой. Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в учебный процесс.

Заключение. Таким образом, важнейшим условием оптимизации жизнедеятельности молодого поколения является организация рационального режима труда и отдыха. Ритмический труд является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной учебной деятельности, поможет сохранить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «иммунитет» к стрессовым нагрузкам, позволит организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Бездумное отношение человека к самому себе часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, своих адаптивных возможностей. Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье, повысить работоспособность, необходима не только научно-исследовательская, но и просветительская работа среди подрастающего поколения.

Список литературы:

Ахвердова И.А. Влияние биоритмов как законов жизнедеятельности на работоспособность человека. // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2005. – № 40. – С. 129–135.

Годичные колебания психобиологических процессов. [Электронный ресурс] https://studfile.net/Инфрадианные ритмы (дата обращения 15.01.2020).

Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 207с.

Доскин В.А. Биоритмыдляздоровья. Как улучшить свое состояние по биологическимчасам. ООО «Издательство «Исток», 2015.– 220 с.

ДоскинВ.А.,ЛаврентьеваН.А. Ритмыжизни.2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1991. 176 с.

Просмотров работы: 59