Духовно-нравственное воспитание курсантов в образовательной и досуговой сферах деятельности военного вуза - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Духовно-нравственное воспитание курсантов в образовательной и досуговой сферах деятельности военного вуза

Перегудова Т.В. 1, Козьяков В.Б. 1, Земцов М.В. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокие темпы глобализации современного общества оказывают характерное влияние на экономическую, политическую, образовательную, воспитательную и многие другие сферы деятельности человека. В результате этих изменений меняется и сама социальная природа человека. Подростки в соответствии с тенденциями развития современного мира всё больше и больше абстрагируются от различных социальных групп. Происходит дифференциация общества на отдельные его cоставляющие. Всё большее количество людей предпочитает индивидуальные эфемерные развлечения и увлечения взамен общественного взаимодействия с другими личностями и группами. В современном подрастающем поколении всё больше прослеживается принцип «Чем интереснее играть самому, тем меньше хочется играть с другими». Происходит замена социальному взаимодействию и, как следствие, деградация общества. Для борьбы с этой проблемой необходимо развивать образовательную и досуговую сферы деятельности молодёжи, так как это наиболее подверженная различным влияниям социальная группа.

Все большее значение в профессиональном становлении и самореализации молодежи играют общеобразовательные и профессиональные компетенции. Особую группу в этом смысле составляют выпускники военных вузов, которые несут социальную и личностную ответственность за благополучие страны и людей. Поэтому в годы профессионального воспитания должны быть в чем-то продолжены, а в чем-то заложены новые аспекты формирования социально значимых качеств личности курсантов. Особое место должно быть отведено хорошо организованной, наполненной конкретным содержанием образовательной деятельности, которая позволит в будущем молодому человеку-специалисту переключаться на другие виды ответственности, поможет освоить новые социальные роли и формы взаимодействия, найти новые способы самореализации и установить новые социальные контакты, а так же обогатить свой жизненный и профессиональный опыт.

Понятие "образовательная среда" появилось не так давно. Это пространство, где взаимодействуют элементы системы образования, а именно подсистема обучающегося, подсистема обучающего, а так же образовательные материалы и средства. Образовательная среда это сложная структура, так как она имеет несколько уровней, начиная от федерального, регионального и заканчивая конкретным учебным заведением и учебной группой. Особое значение имеет образовательная среда отдельно взятого обучающегося, поскольку каждый имеет свои особенности развития и восприятия, как окружающей среды, так и образовательного процесса в целом. Исходя из этого, необходимо учитывать современные требования к становлению личности военнослужащего и вместе с тем правильно организовывать образовательный процесс военных вузов. Результатом подготовки курсантов является сформированная профессионально-нравственная позиция, которая определяется поведенческим, гуманистически-мировоззренческим и деятельностным компонентами становления личности.

Образовательная среда военного вуза функционирует во взаимодействии с образовательными стандартами, учебными программами и тематическими планами, образовательными средствами и материалами. На всех этапах обучения необходимо тесное взаимоотношение между субъектами образования: курсантами и педагогами, курсовыми офицерами, начальниками курсов и, конечно же, между самими курсантами в процессе подготовки.

Еще одной характеристикой образовательной среды в современном процессе обучения является использование инновационных методов подготовки специалистов. Инновационные технологии позволяют обучающимся эффективно использовать учебно-методическую литературу и материалы, усваивать профессиональные знания, развивать проблемно-поисковое мышление, активизировать научно-исследовательскую работу, расширить возможности самоконтроля полученных знаний.

Информатизация является одним из приоритетных направлений модернизации системы образования и предусматривает формирование инновационной образовательной среды, которая будет обогащаться за счет средств информационно-коммуникационных технологий.

Цифровая образовательная среда это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Цифровая образовательная среда создает оптимальные условия для получения опережающих знаний и подготовки конкурентоспособного выпускника. В таких условиях подготовки специалистов меняются роли обучающего и обучающегося. Преподаватель становится наставником, который должен научить курсантов самостоятельно определять цели и задачи, выбирать эффективные инструменты для их решения, оценивать качество своей работы, а главное уметь работать с большим объемом информации и стремиться к самообразованию и обогащению знаний в течение всей жизни [4].

Одной из важных задач образовательного процесса военного вуза является формирование профессионально-нравственной позиции курсанта. Для решения этой задачи необходимо учитывать нормативно-правовые ресурсы (нормативные документы, требования и регламенты), основы профессиональной подготовки военных специалистов, принципы, подходы.

В высших военных образовательных учреждениях уделяется огромное внимание морально-психологическому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию будущих офицеров. Это связанно с тем, что офицер должен обладать не только лишь набором профессиональных качеств, но так же иметь крепкие и устойчивые морально-психологические принципы. В «Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» и «Концепции воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» подчеркивается, что исход любых военных действий часто зависит от достижения морально-психологического превосходства над противником. Это доказывает богатая история нашей Родины. Во все времена самые великие боевые подвиги и свершения достигались не только лишь своевременными и грамотными расчетами и тактическими приёмами, но и в обязательном порядке крепостью и непоколебимостью характера русского воина. Именно поэтому в образовательной среде военного ВУЗа, а именно, в курсантской среде развитию культурно-досуговой сферы уделяется столь значительное внимание. Личное участие курсантов в той или иной деятельности позволит им в дальнейшем педагогически целесообразно организовывать свободное время своих подчиненных [3].

Досуг обучающихся в военных вузах существенно отличается от досуга других молодежных групп. Однако, именно они, испытывая физические и психические перегрузки, часто попадая в стрессовые ситуации и ощущая постоянный контроль над собой, особенно нуждаются в эффективном досуге. Так, например, в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина проходит большое количество различных культурно досуговых мероприятий, когда молодые участники выступают не зрителями и слушателями, а включаются в их подготовку и проведение. К таким формам можно отнести соревнования, КВН, героико-патриотические акции, историко-патриотические игры, фестивали, конкурсы и выставки. С целью повышения патриотического духа курсантов и офицеров ежегодно проходит чествование ветеранов боевых действий в Великой Отечественной Войне, в Афганистане, участие в параде, возложение венков к могилам погибших солдат, участие в фестивале патриотической песни и др. Все это помогает привлечь и увлечь юную аудиторию. Культурно-досуговая деятельность в военном вузе отличается целенаправленностью, оперативностью, конкретностью, четкостью своих форм и методов, способностью непосредственно влиять на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих, регламентированностью во времени и пространстве, подчиненностью решаемым в мирное время и в боевой обстановке задачам.

Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Именно в результате инкультурации подрастающие поколения приобретают способность свободно ориентироваться в окружающей среде, пользоваться предметами культуры, созданными на предыдущих этапах развития цивилизации, обмениваться результатами умственного и физического труда, устанавливать взаимопонимание с представителями разных этнических и социально-профессиональных групп.

Процесс приобщения молодежи к культурному достоянию, без чего они не могут нормально функционировать в современном обществе, отличается сложностью, продолжительностью, многофакторностью, осуществляется в учебной и воспитательной работе, в различных видах деятельности, среди которых особая роль отводится культурно-досуговой.

Литература


1. Андрюшин И. В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2001. -19 с.
2. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
3. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи / В.В. Гладких // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2011. – Вып.7(99). – С. 36-43.

4. Пономарева М.Н. Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / М.Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 3 (19). – С. 63-69.

Просмотров работы: 131