Профилактика Эмоционального выгорания педагогов в ДОО - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Профилактика Эмоционального выгорания педагогов в ДОО

Кузбаева Д.А. 1
1МГТУ ИМ НОСОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. В настоящее время исследователи в области профессионального выгорания пришли к выводу, что выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на персональных отношениях работника. 

Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать. Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

С другой стороны профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.    Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.    Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.    Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.    Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия ‘’выгорания’’ и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативизмами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми.

Неслучайно, американский социальный психолог Кристина Маслач дала своей книге такое название«Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека. В течении последних лет вопрос сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стал особенно острым. Одной из первостепенных проблем состояния здоровья воспитателей и специалистов ( в данном случае - это учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физическому воспитанию) дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, воздействующих на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Профессия педагога ДОУ является еще более сложной, поскольку воспитатели и специалисты в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, и с коллегами. Зачастую такое общение происходит одномоментно . В такой ситуации педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Также не стоит забывать, что профессиональный труд педагога ДОО отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства.

Такое внешнее сдерживание, подавление эмоций не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимают состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений.

Зачастую, у педагогов, работающих с дошкольниками долгое время, нарастает негативизм и усталость, заметно снижается энтузиазм в работе.

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Нередко, по истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки индивидуального стиля деятельности и профессиональной позиции у педагога появляется « психическая усталость», профессиональная дезадаптация. Зачастую, неспокойная атмосфера в коллективе , негативное отношение к педагогу родителей и воспитанников могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. Отсутствие обратной связи может привести к эмоциональному истощению воспитателей. Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания.

Применение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми -одно из важнейших требований к условиям работы с дошкольниками в современной образовательной системе. И это, безусловно, важно. Однако,  не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, не только его физическим здоровьем, но и  психическим   и психологическим.  Повышаются требования со стороны общества к качеству образования и следовательно, к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже  потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. 

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия  и связана с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки.

Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Как правило, синдром эмоционального выгорания проявляется как эмоциональная сухость педагога, экономия эмоций, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников. Все это оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Многие люди , в том числе и педагоги ДОУ, стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Причины спада профессиональной деятельности педагога со стажем работы 11-15 лет, так называемый «педагогический кризис». Это стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки; несоответствие ожидаемого результата и фактического, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять неизвестно. Особую эмоциональную трудность вызывают ситуации, когда поиски новых подходов к воспитательному и образовательному процессу, инновации не поддерживаются коллегами. Все эти факторы вызывают чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

Итак, актуальность данной темы обусловлена:

увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;  

влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат учреждения;

истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека (приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции,

проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему);

ухудшением физиологического состояния педагога (возникновение и обострение хронических заболеваний).

Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические  меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций. С другой стороны , профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию.  Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

Такое обследование дает возможность администрации образовательного учреждения выстроить профилактическую и коррекционную работу с педагогами в соответствии с эмоциональным климатом в коллективе в целом и с учетом личностных особенностей каждого педагога и индивидуальным уровнем проявления деструктивных тенденций в его поведении.

Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим коллективом каждого дошкольного учреждения. А руководитель дошкольного образовательного учреждения должен создавать оптимальный климат для работы всего коллектива.

Список литературы

1.     Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.

3. Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147–151.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб., 2005.

5. Дерматова И. Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. Психологический практикум. СПб, 2001 г.

6. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления/ М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7. - С.30-40. - Библиогр.: с. 40 (10 назв. ) Аннотация: Комплексная работа над проблемой профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

7. Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11,12.

8. Кириленко, Т. А. Профилактика профессионального "выгорания" педагогов как направление работы педагога-психолога детского сада/ Т. А. Кириленко // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.49-53. Аннотация: Этапы комплексной работы над проблемой профессионального выгорания педагогов детского сада.

9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6 – Загл. с экрана.

10. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И, Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие. – М.; Самара: БАХРАХ, 2003.

12. Советы экспертов по профилактике эмоционального "выгорания" // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.25. Аннотация: Рекомендации педагогическим работникам по преодолению

Просмотров работы: 66