На сегодняшний день дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Важно не только владеть знаниями, но и умение добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, является одним из основных принципов дошкольного образования [10].
Дети очень любят проводить эксперименты. Объясняется это тем, что им свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главным достоинством применения метода экспериментирования в детском саду является то, что в процессе эксперимента [8]:
дошкольники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
происходит обогащение памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, поскольку постоянно существует необходимость в совершении операций анализа и синтеза, сравнения и классификации;
происходит развитие речи ребенка, поскольку дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Детское экспериментирование имеет в этом отношении огромный потенциал для познавательного развития.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".
Экспериментирование актуально для детей старшей группы ДОО, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте формируются основные познавательные особенности ребёнка. В этот период развиваются формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают успешное усвоение детьми системы научных знаний, получаемых в начальной школе.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребенка возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Как показывают исследования Поддьякова Н. Н., познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Нами была разработана программа, которая состоит из 4 модулей, каждый модуль содержит темы и задачи занятий.
Программа использования модулей,
направленная на формирование познавательных способностей старших дошкольников посредствам детского экспериментирования.
Модуль 1. «Что у нас под ногами».
- Познакомить детей со свойством почвы, песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).
- Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).
Как устроена почва.
Знакомство с песком и глиной.
Свойства песка и глины.
Песок-природный материал.
Глина-природный материал.
«Где вода?»
Животные и песок.
Для чего человеку песок и глина.
Модуль 2. «Камни»
- Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
- Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.
Какими бывают камни.
Сравнение свойств камней.
Что такое горы, свойства гор.
Почему разрушаются горы?
Дымящиеся горы.
«Минеральное царство».
Янтарь и его свойства.
Как человек использует камни.
Модуль 3. «Воздух - невидимка»
- Познакомить детей с понятием «воздух». Его свойствами и ролью в жизни человека.
- Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
- Развивать познавательную активность детей, инициативность;
- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Первое знакомство с воздухом – «вдох» и «выдох».
Воздух есть везде.
Воздух движется.
«Сильный ветер, слабый ветер».
Реактивный шарик.
«Не дышу».
Модуль 4. «Волшебница - вода»
- Познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).
- Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Закрепить умение работать со стеклянной посудой и с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Что такое лед?
Что такое пар?
Впитывание воды.
Вода-растворитель.
«Кожа» воды.
Неутомимая путешественница.
Таким образом, благодаря модулям, представленным в данной программе, у детей старшего дошкольного возраста формируются необходимые качества, такие как находчивость, сообразительность, развиваются творческие способности, интеллектуальные и волевые качества. В ходе предложенных модулей старшие дошкольники учатся планировать и обдумывать свои действия.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безматерных Т.В. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 63-65.
Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009.-№ 2. – С. 42-59.
Веракса Н. Е. Галимова О. Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. //М: Мозаика – Синтез, 2012.
Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2009.
Гладкова Ю. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника [Текст] / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду – 2008. - № 1. – С. 2-3.
Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 1
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10.
Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. / В.А.Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
Дети экспериментируют// Дошкольное воспитание №2, 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ //Российская газета. – 2013, 25 ноября. – Федеральный выпуск №6241. – С.4