Развитие воображения дошкольников посредством музыкальной деятельности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие воображения дошкольников посредством музыкальной деятельности

Макарова С.П. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности. Личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОО.[2]

Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Так что же такое воображение?

Воображение- это уникальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. Л.С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

В дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции:

- опора на наглядность,

- использование прошлого опыта, 

- особая внутренняя позиция.

Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным), непосредственное – опосредствованным. Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны.

Воображение ребенка начинает развиваться в конце раннего детства (конец второго — начале третьего года жизни), когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения.

Затем воображение получает свое развитие в играх. О том, насколько развито воображение ребенка, можно судить не только по тем ролям, которые он исполняет во время игры, но и по поделкам и рисункам.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

 - воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

 - оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

 - ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

 - воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Функции воображения таковы: познавательно-интеллектуальная, аффективно-защитная.

Познавательно-интеллектуальное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа при помощи слова.

Роль аффективно-защитной функции в том, что она защищает растущую, ранимую, слабо защищенную душу ребенка от переживаний и травм. Защитная реакция данной функции выражается в том, что через воображаемую ситуацию может произойти разрядка возникающего напряжения или разрешение конфликта, которое сложно обеспечить в реальной жизни. Оно складывается в результате осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других и от совершаемых поступков.

По функции различают воображение познавательное и аффективное.

Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.

Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.)

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Развитие воображения проходит следующие этапы.

1. «Опредмечивание» образа действиями. Ребенок может управлять, изменять, уточнять и совершенствовать свои образы, т. е. регулировать свое воображение, но не способен планировать и заранее в уме составлять программу предстоящих действий.

2Детское аффективное воображение в дошкольном возрасте развивается следующим образом: вначале негативные эмоциональные переживания у ребенка символически выражаются в героях услышанных или увиденных им сказок; затем он начинает строить воображаемые ситуации, снимающие угрозы с его «Я» (например, рассказы-фантазии о себе как о якобы обладающем особо выраженными положительными качествами).

3. Появление замещающих действий, которые, будучи реализованы, способны снять возникшее эмоциональное напряжение. К 6–7 годам дети могут представлять воображаемый мир и жить в нем.

В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

Музыка - вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. Следовательно, музыка основана на творческом воображении.

В 5-6 лет ребёнок переходит от воссоздающего воображения к творческому, как раз в это время следует начать заниматься развитием его творчества. Именно в этот период оно открыто для нового опыта, для новых образов. Поэтому, стоит разнообразить его опыт новыми чувствами и эмоциями.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность творческого воображения. Творчество ребенка понимается как создание значимого для себя собственного нового продукта - сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии песни, создание новых ситуаций и самих музыкальных образов. При этом особенно значимо положительное отношение педагога к детской творческой инициативе. Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дети приобретают необходимые знания, умения, навыки, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Поэтому, воображение необходимо развивать с детства, т.к. наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Выготский - это дошкольное детство.

Для развития творческого воображения старших дошкольников с помощью музыкальной деятельности, я предлагаю следующие игры и упражнения:

Игра «Графическая музыка».

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.

Материал: музыкальное сопровождение, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход игры:

Ребёнку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

Игра «Радуга»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку.

Педагог: «Займите удобное положение, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глазки. Представьте, что перед вами необычная радуга.

• Первый цвет - голубой. Голубой освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

• Следующий цвет - желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, напоминает нежного цыпленка, и это поднимает нам настроение.

• Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета.

Откройте глазки. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубое, желтое, зеленое. Возьмите эти ощущения с собой на весь день».

Упражнение «Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Педагог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этою цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз ее аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях...»

Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.

Упражнение «Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и вам все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебетание птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается теплом и покоем. Вы отдыхаете... А теперь открываем глаза. Мы снова дома, мы хорошо отдохнули, у нас бодро настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня».

Упражнение «Отдых на море»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение свежести и бодрости, оно охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы:

Большой психологический словарь. / Под ред. Т.И. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 434с.

Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: Азбука, 2000.

Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.

Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

Константинова И.С. музыкальные занятия как средство психолого-психологической помощи детям с множественными нарушениями развития: Дисс. … канд. Психол. Наук. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2011.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Просмотров работы: 377