СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Даутова Н.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования по заявленной теме обусловлена тем, что в современной социальной политике и практике работы с семьей растет потребность в научно-методологическом сопровождении системы помощи семьям и детям, оказавшимся в социально опасном положении. В современной России по данным статистики за 2019 год, более 67 тысяч семей находятся в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 202 тысячи человек, из них 60 % – это дети. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положение, увеличивается. Объективными факторами этого являются: изменение социально-экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. Несмотря на тот факт, что работой с семьями, находящимися в социально опасном положении в Российской Федерации занимаются специально для этого созданные институты государства (например, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, центры социального обслуживания и т.д.), нельзя недооценивать роль общеобразовательной школы в работе с такими семьями в целом и с обучающимися, проживающими в такого рода семьях в частности.

В современной России на федеральном и региональном уровнях отсутствуют единый порядок отнесения семей к категории «находящихся в социально опасном положении» (СОП), что создает трудности функционирования системы помощи и профилактики. Поэтому, прежде чем говорить о мониторинге положения семей и детей в СОП, необходимо кратко остановиться на особенностях определения данного понятия – как с теоретической точки зрения, так и в нормативно-правовом аспекте. То, по каким критериям происходит признание тех или иных семей и детей находящимися в социально опасном положении, в каких случаях происходит их постановка на учет и снятие с него, влияет на размер и состав данной социальной группы, а главное, на показатели оценки эффективности государственной работы с нею [9, с.100].

Правовой основой выявления и последующей организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

– Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. №995;

– иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации [1, с. 10].

В целом необходимо отметить, что на настоящий период времени в рамках нормативно-правового поля можно констатировать отсутствие общего представления о соотношении таких понятий, как «трудная жизненная ситуация» (ТЖС), «социально опасное положение» (СОП) и иных понятий, которые близки к перечисленным по значению. Те нормативно-правовые акты, положения которых были рассмотрены выше, содержат определения данных понятий, которые различаются между собой, что, соответственно, ведет также к различию связей между вышеприведенными понятиями.

Проводя различие между рассматриваемыми понятиями, необходимо отметить, что понятие ТЖС, как правило, объединяет факторы и условия, относящиеся в основном к материальным и/или физическим ограничениям, тогда как понятие СОП делает акцент на социальной ненормальности поведения несовершеннолетнего и/или семьи с детьми, девиантных или даже делинквентных отношений в семье [2, с. 111]. Понятие «семья в социально опасном положении» имеет более узкое значение и является специфическим определением в отличие от обобщающего понятия «семья в трудной жизненной ситуации», которое охватывает более многочисленные случаи. Между тем, в большинстве нормативных актов разъяснение оснований для отнесения к данной категории отсутствует.

В целом можно сделать вывод о том, что такое понятие, как «семья, находящаяся в социально опасном положении» характеризуется с позиций детоцентристской ориентации. Определение семьи, находящейся в социально опасном положении, находится в прямой зависимости от характеристики положения детей в данной семье. Иными словами, можно сказать, что на основании факта нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положение семье такого несовершеннолетнего приписывается соответствующий статус. Вместе с вышесказанным предполагается, что то социально опасное положение, в котором оказываются несовершеннолетние, выступает в качестве следствия ненадлежащего исполнения семьей функций первичного социального контроля. Все вышесказанное ведет к тому, что такие категории, как «несовершеннолетний (несовершеннолетние), находящийся (находящиеся) в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении», замыкаются друг на друге и являются тавтологичными.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что «дети в социально опасном положении» определяется как специфическая категория, т.е. отдельно от таких категорий как дети-сироты, дети-инвалиды и др. На основе этого наблюдения можно отметить, что, во-первых, дети вне семей не определяются как находящиеся в социально опасном положении – равно как и дети, относящиеся к инвалидам, а во-вторых, «семья в социально опасном положении» также выступает в качестве специфической категории, ввиду того, что, как уже было сказано, определение данной категории основывается на признании нахождения несовершеннолетнего члена семьи в социально опасном положении. Не вполне понятно, каким будет решение социальных работников и/или специалистов по социальной работе в отношении статуса данной семьи в случае, если в семье с двумя и более детьми только одного ребенка можно объективно отнести к группе детей, находящихся в социально опасном положении.

Согласно определению экспертов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семейное неблагополучие является сложным и многоаспектным типом развития семьи. В частности, выделяют следующие виды деприваций, указывающих на наличие семейного неблагополучия:

- трудное материальное положение, бедность;

- жилищные проблемы;

- потеря членами семьи связей с рынком труда;

- конфликтная ситуация в семье;

- безответственное родительство, жестокое обращение с детьми;

- алкоголизм, наркомания и т.п. [3, с. 69].

Социально опасное положение, в которое попадают дети, в отдельных источниках определяется как «совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего/малолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную/виктимогенную безнадзорную, ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом и требующую применения мер обеспечения криминологической безопасности» [8].

В публикациях по данному направлению акцент в определении семей и детей в СОП делается на нарушении воспитательной функции семьи. Так, к детям, попавшим в социально-опасное положение, относятся те «несовершеннолетние, развитие которых происходит в условиях социальной депривации в силу невыполнения их родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей» [4, с. 106]. А семья, находящаяся в социально опасном положении, определяется как «семья, которая представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья детей, имеет деформированную структуру и не выполняет свои функциональные обязанности» [7, с. 40].

В некоторых публикациях «семьи СОП» определяются посредством выделения определенных критериев. В частности, выделяют три типа критериев, которые условно можно сгруппировать в следующем порядке: критерии здоровья, жизненной среды и внутрисемейных отношений [5].

Основные направления деятельности, касающиеся выявления семей учащихся, находящихся в социально опасном положении и помощи таким семьям, предполагают разработку различных программ помощи семьям в СОП, обмен и использование инновационного опыта других регионов в деятельности по организации работы с семьями в СОП, создание единой базы семей в СОП, разработка мероприятий, направленных на профилактику возникновения СОП, ведение контроля за семьями которые уже оказались в СОП.

Наиболее важную роль в работе с детьми в СОП играют преподаватели школ и социальные работники, основной задачей которых является выявление и помощь семьям в СОП. Значительная часть методической литературы дает рекомендации учителям школ по выявлению ребенка, находящегося в социально опасной ситуации. Роль учителя в работе с детьми в СОП, а в особенности в их обнаружении подчеркивается многими авторами [5]. Длительное наблюдение за ребенком, а в некоторых случаях и кратковременное, позволяет определить, что ребенок находится в сложной жизненной ситуации. В литературе выделяются следующие признаки, по которым детей можно отнести к категории «СОП»: «отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном); наличие «набора» хронических заболеваний; высокая тревожность, страхи; эмоциональная неадекватность; проявления депрессии; наличие невротических состояний; неудовлетворенность базовых потребностей (ребенок голодный, уставший, запущенный внешний вид); проявления агрессии (аутоагрессии); проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.» [6].

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними неоценимую помощь могут оказать помогают учителя-предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители, ПМПК. Слаженное взаимодействие всех перечисленных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.

Работа с каждой семьей может быть сведена к следующим этапам:

- диагностический;

- профилактический;

- реабилитационный.

Учителя-предметники могут принимать участие в работе с семьями обучающихся, находящимися в трудной жизненной ситуации посредством следующих действий:

- контроль за выполнением домашнего задания;

- контроль за посещением уроков;

- приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки);

- докладные руководству школы.

Деятельность классных руководителей по данному направлению может заключаться в следующем:

- контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин;

- проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося;

- контроль за посещением родителей родительских собраний;

- посещение семей на дому;

- составление социального паспорта класса;

- привлечение родителей к делам класса и школы;

- вызов родителей на заседание «Совета профилактики».

Психолог общеобразовательной школы в рамках работы с семьями обучающихся, находящимися в социально опасном положении, ведет свою деятельность по следующим направлениям:

- выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев;

- диагностика учащихся.

Медицинская сестра общеобразовательной школы также занимается отдельными направлениям работы с семьями обучающихся, находящимися в социально опасном положении, а именно: медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.

Родители-представители родительского комитета могут также внести свой вклад в работу с семьями обучающихся, находящимися в социально опасном положении, например:

- выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях;

- посещение на дому;

- вызов родителей других обучающихся на заседание родительских комитетов.

Работниками общеобразовательных школ могут также проводиться следующие мероприятия:

- акция «Мы рядом…»;

- родительские собрания с привлечением представителей правоохранительных органов;

- рейд «Неблагополучная семья» (по заявлениям от классных руководителей);

- составление социальных паспортов и уточнение списочного состава обучающихся;

- выявление обучающихся, проживающих с родственниками (с указанием причин);

- составление списка обучающихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей;

- составление списка обучающихся, вид которых не соответствует Уставу школы (нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.);

- составление списка родителей, не являющихся на родительское собрание.

Внутришкольный контроль, направленный на работу с семьями обучающихся, находящимися в социально опасном положении, может состоять из следующих мероприятий:

- классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися, с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков;

- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК (соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия);

- проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена. Цель - выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние. Справки о посещении семей классные руководители предоставляют по итогам четверти. По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием;

- проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи может быть создана индивидуальная программа реабилитации.

Таким образом, на основании исследования, проведенного в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей социально-педагогический работы с детьми из семей, находящимися в социально-опасном положении. Реализация мер по профилактике семейного неблагополучия, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении, предполагает системный подход. В действующем российском законодательстве основные функции по формированию стратегии и принципов оказания помощи семьям с детьми возложены на федеральный уровень власти, тогда как реализация государственной политики – уровень ответственности субъектов федерации. Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая в общеобразовательных школах работа с такими семьями помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.

Список литературы:

1. Вдовина М.В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №11. – С. 9-12.

2. Гордеева М.В. Социальное сопровождение семей с детьми // Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.

3. Ефименко В.Н., Рачковская Н.А. Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению неблагополучной семьи // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №5. – С. 68-74.

4. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – С. 106-108.

5. Каргина Н.Г. Проблемы и перспективы работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении. – 11.03.2016. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://xn--ww-3mc.openclass.ru/node/500571. Дата обращения: 01.02.2020.

6. Смолева Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №6. – Электронный ресурс. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/6625. Дата обращения: 01.02.2020.

7. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении и семей, имеющих несовершеннолетнего ребенка, находящегося в конфликте с законом. Практический опыт ОАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и новгородского района» в рамках Модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей. – Н. Новгород, 2015. – 79 с.

8. Урсегова Е.Н. Опыт работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. – 28.11.2013. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/opyt_raboty_s_nesovershennoletnimi_i_semjami_nakhodjashhimisja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-42. Дата обращения: 01.02.2020.

9. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 292 с.

Просмотров работы: 357