ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ЯРМАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ЯРМАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Виноградов А.В. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема диверсификации бизнеса в сфере крупного торгового ритейла возникла в нашем регионе по ряду объективных причин: насыщение рынка торговыми комплексами и торговыми центрами с однотипными ассортиментными матрицами; постепенное исчезновение классического оптового звена в торговле продукцией текстильного кластера и, как следствие, снижение спроса на услуги таких торговых операторов как «Текстиль-Профи», «ТекстильМакс», рынок «Текстильщик», «РИО»; общее снижение спроса на промышленные товары в период финансово-экономического спада.

В хозяйственной практике используются разнообразные стратегические альтернативы развития и роста компании. Одной из таких альтернатив является диверсификация.

В современной научной литературе существует огромное количество определений понятия «диверсификация» [1-7]. Среди этого многообразия выделим два основных аспекта. В широком смысле под диверсификацией понимается распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической сферы и т.д.), приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы [2,5].

В узком смысле диверсификация определяется как проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности [1, 3, 5].

В методологическом аспекте все современные подходы к пониманию сущности диверсификации объединяет акцент на способность фирмы «упорядочить» свой капитал, трудовой потенциал, и все иные ресурсы. Все это возникает в ситуации когда необходимы кардинальные изменения в деятельности бизнеса, резко усиливается конкуренции, возникает возможность и перспективы для дальнейшего роста бизнеса. Таким образом, диверсификация для коммерческого предприятия это всегда обогащение, развитие, переход в сферу новых производ­ственных отношений с внесением эффективного менедж­мента, нового способ управления, новых ресурсов в целом. Ориентиром всегда выступает задача добиться повышения показа­телей эффективности при полном использовании ресурсов. Поэтому наиболее методологически четким в практике бизнеса является определение, данное известным ученым И. Ансоффом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу пере­распределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от пре­дыдущих» [1].

Диверсификация может иметь два направления: это диверсификация производства, которая включает: расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой компанией, для увеличения эффективности, роста прибыли, предотвращения банкротства; и - инвестирование денег в различные виды активов: ценные бумаги и вещественные активы с целью минимизации рисков.
Большая часть российских компаний малого и среднего бизнеса идут по первому пути, пытаясь укрепить имеющийся бизнес, используя при этом все имеющие уже созданные ресурсы. Это дает возможность предприятию за счет расширения ассортимента продукции (услуг) достичь большей рыночной гибкости и выжить в сложной экономической ситуации падения спроса. Это вполне закономерно и определяется одной из основных особенностей малого бизнеса – его способностью стремительно приспособиться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя нерентабельные и занимая новые, многообещающие рыночные ниши.

Исследователи отмечают, что «специфичность русской переходной экономики состоит в том, что одной из главных, более выигрышных стратегий адаптации малых предприятий к изменению критериев хозяйствования становится перераспределение ресурсов компании меж отдельными направлениями деятельности» [9].

В ситуации с торговым комплексом «ТекстильМакс» в 2015-2016 гг. имеют место - зависимость от текстильного кластера, его ограничений и общее падение спроса на рынке оптовых и розничных продаж изделий легкой промышленности.

Проведенный маркетинговый анализ регионального рынка, оценка тенденций спроса населения на рынке розничных продаж – позволили сформировать видение стратегии диверсификации. Для ТК «ТекстильМакс» целесообразна связанная диверсификация, так как в центре будет сохранен процесс продаж с акцентом на оптовую или мелкооптовую торговлю в форме специализированных постоянно действующих продовольственных ярмарок

Ярмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей имеет давнюю историю и традиции. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера, основной целью которого являлся сбыт. В настоящее время наиболее часто торговая ярмарка определяется как кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого большое количество предприятий с помощью образцов представляет объективный масштаб товаров/услуг одной или нескольких отраслей. Основная задача - чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки.

В тоже время, все большую популярность (в основе которой лежит опыт практической работы) приобретают «ярмарки выходного дня», «сезонные ярмарки продажи сельскохозяйственной продукции», «ярмарки - распродажи». Для конечного российского покупателя ярмарки стали тем коммерческим событием, в рамках которого за счет снижения издержек, непосредственного контакта производителя продукции с покупателем, все участники получают массу выгод, от ценовых до брендиговых.

Для ТК «ТекстильМакс» в 2015 году был разработан формат социальных ярмарок-продаж, которые проводились в последние выходные дни (суббота-воскресение) каждого месяца и имели задачу – сделать ряд товаров и товарных позиций доступными по цене жителям города и области. С этой целью каждый арендатор выделял с помощью специальных однотипных ценников ряд товарных позиций (не менее 5) с низкой «социальной ценой». Сам торговый комплекс получал увеличение клиентского трафика (в среднем на 12-15%) и рост объемов продаж.

В 2016 году планируется расширение данного направления диверсификации бизнеса путем создания постоянно действующей продовольственной ярмарки на базе одного из свободных торговых павильонов общей площадью около одной тысячи кв. метров. Основными поставщиками-участниками данной ярмарки будут предприятия и индивидуальные сельхозпроизводители Ивановской, Владимирской, Костромской областей. То есть планируется региональная ярмарка, имеющая сферу действия в радиусе 100 км, предназначенная главным образом для демонстрации возможностей малых по величине предприятий.

Нужно отметить, что для экономики потребительского рынка региона, ярмарки обеспечивают его мобильность, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Важным аспектом ярмарочной деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Для управления процессом диверсификации изучаемого торгового комплекса, необходимо определить вид стратегии этого процесса, обозначив цели, привлекаемые ресурсы, вероятные риски. Это в дальнейшем ляжет в основу программы диверсификации деятельности ТК.

В практике бизнеса существуют два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, ассортименте, маркетинге, технологии). Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Связанная диверсификация в ситуации деятельности ТК «ТекстильМакс» предпочтительнее несвязанной, так как компания действует на известном для нее рынке, объем инвестиций значительно меньше, риск – ниже. При таком подходе используется более общем определении сути диверсификации как стратегии понижения риска методом прибавления активов, товаров, услуг, клиентов, рынков к ранцу компании.

Предложенная торговому комплексу диверсификация в данном варианте имеет следующие преимущества: будет способствовать эффективному использованию избытка средств - свободных от арендаторов площадей; переориентации деятельности комплекса со старых приходящих в упадок рынков сбыта на новые; даст возможность распределить риск, предлагая несколько продуктов/услуг на различных рынках.

В итоге общее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия будет улучшаться.

Список использованных источников

Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 389 с.

Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб: Питер, 2011. 544 с.

Коуз Р. Г. Природа фирмы/Под ред. В. М. Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1995. 189 с.

Стрикленд III А. Дж., Томпсон-мл. А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: Учеб. пос. М.: Вильямс, 2012. 928 с.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб: Питер, 2004. 512 с.

Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. 256 с.

Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р. Ф. Производственный и операционный менеджмент. М.: Вильямс, 2003. 450 с.

Чезборо Г. У., Тис Д. Дж. Организационные формы инноваций – когда виртуальная корпорация эффективна? // Российский журнал менеджмента. 2003. №1 (1). С. 123–136.

Линдер Н.В. Диверсифицированный рост и определение оптимального размера компании. // «Эффективное антикризисное управление» 2014. №1

Просмотров работы: 13