ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФМРТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ МОЗГА ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФМРТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ МОЗГА ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фаркова А.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Магнитно-резонансная томография в состоянии покоя все чаще применяется для изучения функциональных сетей у детей грудного возраста (Doriaetall., 2010., Fransonetall., 2007). Несмотря на различия в изучаемой популяции и методах анализа, многочисленные исследования в настоящее время неизменно показывают, что младенцы демонстрируют сети в состоянии покоя, аналогичные тем, которые составляют сетевую архитектуру, поддерживающую двигательные, сенсорные и когнитивные функции в старшей детской и взрослой популяции (C.Smyseretall.,2016). Так же исследования с помощью фМРТ проводятся и для других групп детей разных периодов жизни - от грудничкового до подросткового возрастов. Применение новых аналитических подходов и методов, включая фМРТ, является важным шагом для понимания и построения прогностических моделей развития нервной системы человека. Исследователями используется многофакторный анализ паттернов фМРТ – метод исследования для многомерной нейровизуализации результатов.

При помощи ЭЭГ и фМРТ были проведены исследования связанные с детской теорией мышления и её связью с определенной областью человеческого мозга. Результаты показали, что поведенческая составляющая дошкольников положительно предсказывалась позже на фМРТ - ответах. Электроэнцефалограммы покоя, так же относящаяся к той же области мозга, предсказывали более поздние ответы для теории мышления (LinsayC. Bowman., 2018).

Но в тоже время при постоянной работе зарубежных исследователей с фМРТ, есть исследования основанные только на ЭЭГ методе. Например, метод вызванных потенциалов у подростков при методике «вознаграждение - поражение». ЭЭГ исследование в статье было сосредоточено на разнице в потенциалах, связанных с событиями денежной выгоды против потери этой же выгоды (K. Burani, E. M. Mulligan, etall., 2019).

Результаты

Резюмируя полученные данные от прочтения зарубежных статей можно сказать о том, что фМРТ является не только современным и популярным методом исследования человеческого мозга и его функциональной зрелости, но и довольно показательным методом для интерпретации полученных результатов. Множество современных авторов из самых разных университетов мира давно используют МРТ - томограф для изучения областей мозга, задействованных в тех или иных когнитивных процессах. К примеру, LinsayC. Bowman, DavidDodell-Feder, RebeccaSaxe, MarkA. Sabbagh из университетов Калифорнии, Рочестера, Массачуссетса, представили исчерпывающую статью о ДМПФК (дорсально-медиальная префронтальная кора) и её участии в процессах когнитивного развития человека, сопоставляя с результатами ЭЭГ – исследования, раскрывая теорию познания человека.

В исследованиях учувствуют дети самых разных возрастных категорий, удивительно, что младенцы тоже успешно проходят это исследование в состоянии сна или спокойного отдыха. C. D. Smyser и его коллеги из Вашингтонского медицинского университета провели значимое исследование по изучению зрелости мозга детей, сравнивая недоношенных и доношенных младенцев. Их целью было сравнить функциональную зрелость мозга младенцев в одном и том же возрасте, но родившихся доношенными до положенного срока и нет. Пришли к выводу, что различия есть, позволяют предположить, что функциональные связи по всему мозгу нарушаются во время выписки из отделения интенсивной терапии и происходят даже без значительного повреждения головного мозга. Недоношенные дети сталкиваются с целым рядом проблем развития нервной системы и нейро-поведенческих проблем (Marlowetall., 2005).

Существуют и описываются в статьях различные методики проведения таких когнитивных экспериментов. Но так как работа с детьми требует особой подготовки как исследуемых, так и их родителей, эта работа претерпевает определённые трудности с набором нужного количества человек для эксперимента. Поэтому авторы статей открыто пишут о том, что проведенные ими исследования не конечны, а представляют собой некий старт для последующих обширных исследований по их темам, в каждой из которых фМРТ была использована как отдельный метод исследования либо как часть тандема с ЭЭГ-исследованием.

Выводы

Прочитав статьи зарубежных авторов можно сделать вывод о том, что фМРТ является популярным, важным, исчерпывающим методом исследования функциональной зрелости головного мозга человека. Довольно широко используется для диагностики и прогнозирования ранних повреждений нервной системы человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Bowman L.C., Doddel-Feder D., Saxe R., Sabbagh M.A. Continuity in the neural System for children’s theory of mind Development: Longitudinal links between task-independent EEG and task-dependent fMRI, Journal Developmental Cognitive Neuroscence, 2019

Burani K., Mulligan E.M., Klawohn J., Luking K.R., Nelson B.D., Hajcak G., Longitudinal increases in the reward-related neural activity in early adolescence^ Evidence from event-related potentials (ERPs) Journal Developmental Cognitive Neuroscence, 2019

Doria V., Beckman C.F., Arichi T., Merchant N., Groppo M., Turkhaimer F.E., Consell S.J., Murgasova M., Aljabar P., Nunes P., Larkman D.J, Edwards A.D., Emergence of resting stte networks in the preterm human brain, Proc Natl Acad Sci USA 107, 20015-20020, 2010

Fransson P., Skiold B., Horch S., Nordell A., Blennow M., Lagergantz H., Aden U., resting-state naetworks in the infantbrain , Proc Natl Acad Sci USA 104, 15531-15536, 2007

Marlow N., Wolke D., Bracewell D., Samara M.A. Neurologic and developmental disability at six years of age after extremely birth., N Engl J Med 352, 9-19., 2005

1Научный руководитель: Соколова Людмила Владимировна – доктор биологических наук, профессор кафедры человека и биотехнических систем САФУ им. М.В. Ломоносова

Просмотров работы: 5