Исследование инновационного пространства дошкольного образовательного учреждения в контексте целей и задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (на примере Белгородской области) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Исследование инновационного пространства дошкольного образовательного учреждения в контексте целей и задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (на примере Белгородской области)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с модернизацией всех ступеней системы. Основной модернизацией, в последние годы, выступает Национальный проект «Образование»[1].

Он был утвержденв ноябре 2018 г., и предусмотрен ряд федеральных проектов. В их числе: «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования».

Наше исследование направлено на рассмотрение федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте опыта дошкольного образовательного учреждения в региональном масштабе.

Анализируя паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» отмечаем, что его цельобеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России».

В процессе исследования мы подвергли анализу феномен «Успех». В словаре Ожегова Успех, -а, м. Удача в достижении чего-нибудь. [1] Мы понимаем, что Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.Отсюда, можно четко сформулировать задачу дошкольного образовательного учреждения по реализации данного нацпроекта.      

Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел. Задача педагогического коллектива ДОУ по реализации данного нацпроекта заключаетсяв создании ситуации успеха для отдельно взятой личности и детского коллектива в целом.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованноесочетание условий и продуманной стратегии, и тактики педагога, прикоторых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности. Создать комфортные психолого-педагогические условия каждому ребенку, мотивацию благополучия, положительную оценку достижений ребенка, недопущение отрицательной оценки. уважение к идеям и мыслям ребенка, обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.; Проанализировать выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, индивидуализировать степени трудности заданий, включить внутренние активизаторы ребенка;осуществить оценку деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;обеспечить внешнее подкрепление на основе индивидуальных относительных норм.

По мнению Л.С.Выготского, в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению. В общий перечень входят:

признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

признание личности ребенка в целом.

Безусловно, создание успеха для ребенка требует системной планомерности педагога-воспитателя, которая включает:

создание комфортности для ребенка

погружение каждого ребенка в творческий процесс,

опору на внутреннюю мотивацию,

постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

вариативность,

индивидуальный подход,

комплексное развитие всех психических процессов

Кроме того, как утверждает В.А.Сухомлинский, целесообразно применение технологических операций создания ситуации успеха, как:

снятие страха 

внесение мотива 

авансирование успешного результата 

персональная исключительность 

мобилизация активности, педагогическое внушение 

Отсюда следует, что при организации комфортных условий необходимо чтобы педагоги не только знали, но и профессионально обеспечивали.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», - отмечал В.А.Сухомлинский. [2,110 с.]

Роль детской успешности в развитии личности ребенка подчеркивают многие исследователи и практики. Так, в работе автора А.С.Белкина, детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

Изучение вопроса реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», позволило наметить важный вектор дальнейшей инновационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор тесно связан с развитием системы дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования. [4, 214-216 с.]

Широкое введение дополнительного образования в системе дошкольного образовательного учреждения позволяет решить ряд важных задач. Прежде всего это увеличение охвата детей дополнительным образованием и внедрение системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании; обновление содержания дополнительного образования всех направленностей;повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализации в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями; внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;модернизация инфраструктуры (создание региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство), детские технопарки «Кванториум»; обновление профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;  совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров;создание современной системы сопровождения. 

В настоящее время, как показывает наш анализ, с целью эффективной реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в регионах, разрабатываются и реализуются целевые модели развития региональных систем дополнительного образования.

В качестве исследования такого опыта были взяты дошкольные учреждения Белгородской области Старооскольского городского округа в рамках. В дошкольном учреждении №67 «Аистенок» внедрялись региональные проекты, как: опорная площадка «Внедрение бережливых технологий в деятельности общеобразовательных организаций Белгородской области» (Бережливая школа). За ними закреплено 11 детских садов Старооскольского городского округа;Региональная ресурсная площадка по реализации модели «Дети в приоритете»;Отработаны вариативные формы дошкольной организации:

Центр игровой поддержки для детей от1 до 3 лет, не посещающие ДО;

Консультационный центр «Лекотека»;

Консультационный центр для детей от0 до 3 лет в форме семейного образования не посещающие ДО;

Группа кратковременного пребывания детей;

Центр ступеньки общения для без речевых детей со сложной структурой дефекта.

Изучение опыта отдельных дошкольных учреждений по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» показывает широкий спектр программного обеспечения деятельности в этом направлении. В дошкольном учреждении № 46 «Вишенка» образовательная деятельность осуществляется на парциальных программах: Программа «Математические ступеньки «Проект: «Белгородоведение» под ред.Т.М.Стручаевой, Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Брытковой, В.В.Лепетюха, Я.Н.Колесниковой

В дошкольном учреждении № 7 «Лесная поляна» реализованы парциальные программы:И.А.Лыкова «Цветные ладошки», И.Н.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки», Л.Н.Волошина, Л.В.Серых «Мир Белогорья», «Я и мои друзья», Л.В.Серых, Г.А.Репринцева «Здравствуй, мир Белогорья» «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность» Веденина О.В., Крестьянинова Н.В.

Проведенная работа дошкольных образовательных организаций позволяет им становиться инновационными площадками. Так на основании приказа департамента образования Белгородской области №82 от 22.01.2019г. МБДОУ ДС №7 "Лесная поляна" присвоен статус региональной инновационной площадки по теме: «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».

Таким образом, в дошкольных учреждениях Белгородской области Старооскольского городского округа, успешно реализуются инновационные подходы работы с дошкольниками в контексте целей и задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Список используемой литературы:

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Успех] /С.И. Ожегов

Нагорнова А. Ю. Экспертиза образовательной среды в системе дополнительного образования детей: монография. Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. 110 с.

Сластенин В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.

Дятлова О. А., Бондаренко М. В. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина) // Молодой ученый. — 2019. — №17. — 214-216 с. — URL https://moluch.ru/archive/255/58532/ (дата обращения: 26.01.2020).

https://edu.gov.ru/ / нацпроект «Образование» (Федеральный проект «Успех каждого ребенка»)

Просмотров работы: 55