Введение. На сегодняшний день, возможность учиться за границей в разы увеличилась. В России – это также востребованная практика. Интернационализация образовательной деятельности, создание международных образовательных проектов, программ [1]. Всё больше иностранных студентов выбирают российские университеты из-за их доступности и качества образования, в том числе и Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ).
Большинство иностранных студентов после приезда в Россию сталкивается с трудностями физиологического и социально-психологического характера [2]. Поэтому, очень важно выполнять систематические наблюдения, чтобы контролировать благоприятное протекание адаптации, путём оценивания степени адаптации [3].
Цель исследования: изучение особенностей адаптации иностранных студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в условиях Арктического региона.
Задачи исследования:
1) выявить особенности адаптации иностранных граждан в условиях Арктического региона;
2) предварительно оценить уровень здоровья иностранных студентов;
3) определить степень адаптации иностранных студентов к дозированным физическим нагрузкам.
Организация и методы исследования. Исследование проходило на базе Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ. В исследовании участвовали студенты Высшей школы естественных наук и технологий, Высшей школы энергетики, нефти и газа. В качестве респондентов принимали участие студенты 1-5 курсов и магистранты в количестве 30 человек (22 девушки и 8 юношей), возраст участников исследования составил от 18 до 23 лет. Все респонденты являются иностранными гражданами, прошли медицинский осмотр и дали добровольное согласие на проведение исследования.
Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы:
метод анализа научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
модифицированный опрос-анкетирование с целью выявления особенностей адаптации респондентов [4];
тестирование с целью оценки и верификации степени адаптации иностранных студентов к физическим нагрузкам[5].
Изучение и анализ учебно-методической литературы, научных публикаций и статей показал, что выбранный тест в виде ортостатической пробы является показателем степени адаптации организма студентов к физическим нагрузкам. Проведение тестирования состоит из трёх этапов, результатом которых является определение степени адаптации:
1 этап: необходимо лечь на спину и отдохнуть в таком положении 5 минут, затем в положении лёжа подсчитать пульс в течение 1 минуты;
2 этап: встать и отдохнуть 1 минуту в положении стоя, затем снова подсчитать пульс в течение 1 минуты;
3 этап: сравнить подсчёты и посчитать разницу между ними.
Результаты показывают, что разница от 0 до 12 ударов между этапами является показателем хорошей физической тренированности. Результат от 13 до 18 ударов является показателем отсутствия физической тренированности. А вот результат, разница которого составляет более 25 ударов, свидетельствует о переутомлении или заболевании, требующие консультации врача [5].
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведённого исследования респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. Анализ данных опроса-анкетирования текущего анализа особенностей и проблемных аспектов в период адаптации представлен в таблице.
Таблица – Оценка особенностей адаптации иностранных студентов к различным условиям
Вопрос |
Процент участников опроса с ответом «Да» |
Процент участников опроса с ответом «Нет» |
Процент участников с ответом «Затрудняюсь ответить» |
Возникали у вас проблемы с адаптацией к новому часовому поясу? |
50% |
50% |
0% |
Возникали у вас проблемы с адаптацией к условиям нового места проживания? |
66,7% |
33,3% |
0% |
Возникали у вас проблемы с адаптацией к условиям обучения в университете? |
50% |
50% |
0% |
Знаете ли Вы, какая у вас группа здоровья? |
66,7% |
23,3% |
10% |
Анализ экспериментальных данных, представленных в таблице, показал, что у половины иностранных граждан (50%) выявлены трудности с адаптацией к изменениям часового пояса в условиях Арктического региона, большая часть респондентов (66,7%) имела проблемы с адаптацией к новым условиям проживания, также половина студентов (50%) столкнулась с проблемами адаптации к новым условиям организации обучения в университете. По результатам опроса значительная часть иностранных граждан (66,7%) осведомлены о своей группе здоровья, что является хорошей предпосылкой для оптимизации адаптационного периода и систематических занятий физической культурой и спортом. Однако, представленные данные недостоверны и носят лишь характер тенденции, так как не все респонденты могут объективно оценить состояние здоровья.
На основании данных, представленных в результате проведения медицинского осмотра, выявлены следующие достоверные показатели уровня здоровья иностранных граждан (рис.1).
Рисунок 1 – Экспериментальные данные опроса о наличии группы здоровья иностранных студентов
Так, большинство иностранных студентов имеют основную (53,3%) и подготовительную (26,7%) группы здоровья для занятий физической культурой, и незначительное количество респондентов имеют специальную «А» (10%) и специальную «Б» (10%) группы здоровья.
Студенты основной группы здоровья, не имеющие нарушений в состоянии здоровья, и студенты подготовительной группы, имеющие лишь незначительные отклонения в состоянии здоровья, могут систематически и дозированно заниматься физической культурой и спортом без существенных ограничений. Студенты специальной «А» и специальной «Б» групп, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, могут заниматься лишь оздоровительной физической культурой строго в соответствии с нозологией заболевания.
В ходе проведения диагностики степени адаптации организма иностранных граждан к физическим нагрузкам, были получены экспериментальные данные, которые позволили оценить индивидуальные особенности адаптации и верифицировать физическую тренированность организма студентов (рис. 2).
Рисунок 2 – Оценка степени адаптации организма иностранных студентов к физическим нагрузкам
Результаты исследования показали, что большинство иностранных граждан (56,7%) имеют хорошую физическую тренированность, что является определенно положительным аспектом исследования и указывает на оптимальную работу функциональных систем организма студентов и адаптационных перестроек в неблагоприятных условиях Арктического региона. Среди 36,7% респондентов отмечается низкая физическая тренированность, таким студентам следует больше внимания уделять выполнению дозированных физических упражнений оздоровительной направленности, здоровому питанию и организации оптимального режима дня. Однако у 6,7% респондентов выявлено отсутствие физической тренированности организма, указанный факт может быть связан с переутомлением и функциональными перестройками организма данной категории иностранных студентов, а также с рядом существенных острых и хронических заболеваний.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у иностранных граждан, обучающихся в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова, в адаптационный период возникают в большей степени трудности, связанные с адаптацией к социальным и бытовым условиям проживания и обучения, а в меньшей степени, особенности адаптации, связанные с неблагоприятными климато-географическими условиями Арктического региона.
Список литературы:
Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском ВУЗе [Электронный ресурс] / Т.Т. Капезина. – Пенза, 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze
Шевлякова А.А. Трудности языковой адаптации иностранных студентов в Северном (Арктическом) федеральном университете [Электронный ресурс] / А.А. Шевлякова. – Кемерово, 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29232532.
Беккер И.Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского ВУЗа (на примере Пензенского государственного университета) [Электронный ресурс] / И.Л. Беккер, С.А. Иванович. – Пенза, 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-rossiyskogo-vuza-na-primere-penzenskogo-gosudarstvennogo.
Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. … д-ра психол. наук / М.И. Иванова. – СПб.: СПбГТУ, 2001.
Диагностика и самодиагностика организма. Ортостатическая проба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema7/index.htm.