КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Гревцева А.К. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим всю суть рыночных отношений и подразумевающим борьбу за какой – либо ограниченный продукт. В современной экономической литературе понятие «конкурентоспособность региона» сводят либо на уровень государства, либо на уровень крупных корпораций.

Под конкурентоспособностью хозяйственной системы, Г.С. Мигуновой, понимается интегральная характеристика способности системы конкурировать с другими хозяйственными системами в пределах целевого конкурентного пространства [1].

Конкурентоспособность региона состоит из следующих связанных между собой элементами [2]:

- конкурентного потенциала;

- факторов и условий формирования конкурентной среды;

- эффективности использования ресурсов;

- конкурентных преимуществ;

- конкурентных стратегий хозяйствующих субъектов;

- государственных и рыночных механизмов управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.

Управление конкурентоспособностью на региональном уровне представляет собой управленческий процесс, включающий следующие этапы, представленные на рисунке 1.

 

Оценка реального уровня конкурентоспособности

Формирование системы целей управления и идентификация целевого конкурентного пространства

Формирование рамочных условий управления конкурентоспособностью

Разработка стратегии управления и комплекса, управленческих мер

Реализация управленческого воздействия

Мониторинг состояния конкурентоспособности исходя из целевых показателей

Корректировка целей, политики управления, управленческих воздействий

Рисунок 1 - Основные этапы процесса управления конкурентоспособностью региона [1]

Орловская область находится в юго-западной части Европейской территории России, в центре Среднерусской возвышенности, в южной части Центрального экономического района. Протяженность территории с севера на юг - более 150 км, в широтном направлении - свыше 200 км. Ее площадь составляет 24,7 тыс. кв. км (71-е место в России). Численность населения по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 747,2 тыс. человек (63-е место в России), в том числе: городское – 498,9 тыс. человек (66,8%) и сельское – 248,3 тыс. человек (33,2%). Плотность населения - 30.3 чел./км2 [4]. 

Объем валового регионального продукта (ВРП) Орловской области, по предварительной оценке, в 2019 году составил порядка 225 млрд. рублей, что на 5% больше уровня 2018 года в действующих ценах (в предыдущие два года темпы роста складывались ниже: в 2018 году – 99,5 %; в 2017 году – 103,4 %). Основанием для такой оценки ВРП послужили высокие темпы роста сельскохозяйственного производства, а также рост объемов отгруженной продукции промышленного комплекса и оказанных услуг потребительского рынка региона.

По состоянию на начало 2019 года на территории Орловской области осуществляло деятельность 14 459 хозяйствующих субъектов (без учета малых), из которых 10 768 или 74,5 % относятся к частной форме собственности и лишь 2 564 или 17,7 % - к государственной и муниципальной [4].

Динамика количества хозяйствующих субъектов частной и государственной (муниципальной) форм собственности за последние 6 лет отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика числа хозяйствующих субъектов частной
и государственной (муниципальной) форм собственности Орловской области

Следует отметить, что на протяжении 2013–2018 годов доля организаций с государственной и муниципальной формами собственности в общей структуре хозяйствующих субъектов Орловской области составляла 16–18 %, что обуславливалось необходимостью реализации важных социальных функций на слабоконкурентных рынках товаров, работ и услуг.

Наиболее сильное влияние на состояние конкурентной среды
в Орловской области оказывают субъекты малого и среднего предпринимательства.

Не стоит забывать, что в Орловской области преобладают как сильные, так и слабые стороны конкурентоспособности [3].

Сильные позиции:

- продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств на душу населения, тыс. руб./чел.;

- индекс финансовой активности;

- численность учащихся в высших учебных заведениях на 1000 жителей;

- доля организаций, выполняющих исследования и разработки в процентах от общего числа;

- культурно – историческое наследие.

Слабые позиции:

- индекс политической лояльности;

- доля занятых в малом бизнесе в общей численности работающих;

- региональный прожиточный минимум;

- общая площадь земель лесного фонда %;

- эффективность структуры ЖКХ (уровень конкуренции).

В системе обеспечения устойчивого развития экономики Орловской области важное место принадлежит аграрной сфере. В Орловской области создана и успешно функционирует многоуровневая, многоотраслевая система агропромышленного производства, в состав которой входят 356 организаций, из них 240 - крупных и средних предприятий [4]. Долгосрочная стратегия Орловской области в значительной мере основывается на постепенном расширении позиций предприятий в наиболее быстро растущих сегментах рыночного хозяйства, формировании экономических основ для перехода к модели региональной экономики, базирующейся на инновационных технологиях, интеграции на этой основе в мировую экономику. В целом стратегические направления развития Орловской области отображены на рисунке 3.

Конкурентные преимущества Орловской области

Научно-техническая инфраструктура

Производственные ресурсы

Система мер по реализации инновационного пути развития

Частная инициатива и ресурсы

Поддержка со стороны институтов гражданского общества

Интеллектуальный потенциал

Региональная политика

Структурный сдвиг и стимулирование роста региональной экономики

Рисунок 3 - Стратегия инновационного развития [1]

Решение проблем устойчивого развития Орловской области невозможно без финансового обеспечения предполагаемых мероприятий, которые должны проводиться в двух направлениях [2].

Во-первых, в части создания и мобилизации финансовых ресурсов для их реализации, разработки мер по эффективному их использованию.

Во - вторых, созданием более эффективной системы финансовых институтов, налоговый и кредитный режим функционирования всех субъектов хозяйствования.

Таким образом, проблемы управления устойчивым социально-экономическим развитием региона могут решаться только при комплексном, системном подходе и всестороннем исследовании положения и конкурентных возможностей конкретного региона, его управленческих структур на основе обновления правовых взаимоотношений федерального центра и регионов.

Список использованных источников

1. Алимова Г.С. Формирование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью регионов (на примере субъектов Центрального федерального округа) / Г.С. Алимова. – М.: ВЗФЭИ, 2012. – 330 с.

2. Алимова Г.С. Исследование региональной конкурентоспособности // Вестник ОрелГИЭТ. – 2011.- №1(15) С.45-50.

3. Алимова Г.С. К вопросу об оценке конкурентоспособности Орловской области // Вестник ОрелГИЭТ. – 2010.- №4(14) С.49-54.

4. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Орловской области в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=6&partit=291&op=8&in=115 (дата обращения: 29.01.2020).

Просмотров работы: 106