Самоповреждение как форма аутоагрессивного поведения подростка - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Самоповреждение как форма аутоагрессивного поведения подростка

Перервус Т.А. 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От момента рождения, вплоть до самой старости человек сталкивается со множеством критических ситуаций, характер переживания которых влияет на его дальнейшие поступки и жизнь в целом. Стоит обратить внимание, что именно в подростковом возрасте эмоциональные переживания могут обострить кризисную ситуацию данного возраста, а также ухудшить адаптацию личности.

Как следствие, возникают защитные образования в виде различных отклонений в поведении подростков, научно доказано, что в это число входит и аутоагрессия.

Под аутоагрессией понимается, активность, нацеленная неосознанно или осознанно на причинение себе вреда в психологической и физической сферах..

Стоит обратить особое внимание на то, что степень распространенности аутоагрессивного поведения и, в частности суицида, как крайней его формы, возрастает с каждым годом как в зарубежных странах, так и в России. По данным Всемирной Организации здравоохранения, увеличилось количество суицидов среди подростков ввозрасте от 15-24 лет – во всем мире 2 раза, в России в 3 раза.

Самоповреждающее поведение встречается в 30 раз чаще завершенных суицидов и в 140 раз чаще попыток суицида. Ни для кого не секрет, что современное общество завышает требования к личности, и как следствие вызывает сбой привычного уклада жизни, и рост внутреннего напряжения. Стоит сказать, что наиболее уязвимая группа – это подростки, они наиболее чувствительны к различным изменениям, происходящим с ними в этот период. А также важно понимать, что личность формируется именно в подростковом периоде.

Как и любому живому существу, человеку в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче — жить. Различные ученые по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая в себя следующие компаненты [2]:

Фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты.

Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.

Обратная отрицательная связь — несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

С точки зрения психоанализа, аутоагрессия или по-другому «поворот против себя» рассматривается как  защитный механизм психики [3]. Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех случаях, когда от этого внешнего объекта зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних ситуациях на другой внешний объект (вымещение), а в других ситуациях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается осуждаемым, наказуемым, агрессия оказывается направленной на самого себя.

Стоит обратить особое внимание на то, что аутоагрессия проявляется не только самоповреждением, но и следующими формами: суицидальное поведение, фанатическое поведение, химическая зависимость (наркомания, токсикомания, алкоголизм), аутическое поведение, виктимное поведение (склонность стать жертвой преступления), пищевая зависимость, занятие экстримальными видами спорта.

А. Фавацца и К. Контерио (1989) выделяют следующие типы девиантного самоповреждения [1]:

Большое. Редкие, но сильно повреждающие действия, например отрубание части тела или кастрация.

Стереотипное. Ритмические и монотонные аутоагрессивные действия, например, кусание частей своего тела или битьё головой о стену. Часто встречается у лиц с умственной отсталостью и страдающих детским аутизмом.

Простое. Относится к наиболее часто встречающимся. Например, нанесение кожных порезов, обжигание, вырезаний знаков на коже, прокалывание себя иглами, расцарапывание ран.

В переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для большинства подростков. В этот период их психическая организация довольно нестабильна и в большинстве случаев характеризуется повышенной тревожностью, раздражительностью, а также снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Самоповреждение, как и любой другой феномен имеет свои причины:

Различные фобии и страхи, и как следствие, постоянное эмоциональное напряжение.

Смерть близкого человека.

Психические расстройства.

Физическое насилие (здесь повторяется сценарий уже не насильником, а самим человеком).

Проблемы с коммуникацией (близкие, друзья, знакомые и незнакомые люди).

Неприятие нетрадиционной сексуальной ориентации со стороны окружающих и себя.

Депрессивные состояния.

Не прекращающееся чувство вины (здесь идет речь о несоответствии ожиданиям общества).

Различные социальные проблемы, например, запугивание, здесь человек стремится доказать, что боль причинять может только он сам себе, а не кто либо другой.

Психологическая травма.

Подростки, совершившие аутоагрессивное действие, чаще всего осознаю и как правило не скрывают от окружающих тот факт, что они не планировали умирать. Они «всего лишь» хотели привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, или «просто» использовали этот способ для того, чтобы заглушить эмоциональные переживания физической болью.

Существуют некоторые маркеры, по которым можно распознать человека, страдающего аутоагрессивным поведением. Важно понимать, что различного рода увечья прячутся человеком очень хорошо, далеко не всегда даже самые заботливые и внимательные родные и близкие замечают это.

Следующие маркеры могут помочь родственникам вовремя заметить такое явление как селфхарм:

Синяки, порезы, ожоги, различного рода ссадины, не имеющие отношение к бытовым травмам.

Отвращение человека к своему телу, придирчивость, обычно ему не свойственная.

Ношение одежды, полностью закрывающей кожу рук, ног (например в жаркую погоду).

Резкая потеря веса.

Также для составления полной картины, необходимо выяснить, какие именно

подростки входят в группу риска. Во-первых, это подростки с достаточно низкой самооценкой, во-вторых, непрекращающаяся апатия, расстроенные чувства, депрессивные состояния, в-третьих, подростку достаточно трудно выражапть или же контролировать свои эмоции.

Стоит сказать о том, что самоповреждающее поведение – феномен, требующий к себе особого внимания со стороны социума, так как он угрожает не только физическому, но и психическому здоровью человека. Только лишь устранив внутреннюю причину, из-за которой далее у человека появляется чувство опустошения вместе с эмоциональной болью, появляется шанс полного излечения. Для этого психотерапевт или психолог сначала выявляет эту внутреннюю причину или причины в ходе разговоров с пациентом. Затем должна быть проведена эффективная психотерапия, подобранная исключительно индивидуально для каждого пациента. Специалисты, работающие с самоповреждающим поведением чаще всего применяют когнитивно-поведенческую психотерапию, диалектическую поведенческую терапию, а также психодинамическую терапию и различные терапевтические техники, основанные на развитии внутренней осознанности.

В ходе терапии, пока внутренняя причина самоповреждения у пациента не устранена, ему рекомендуется постепенно заменять самоповреждающие действия на менее травматичные. Например, вначале, во избежание ран на коже, пациенту предлагается носить на запястье резинку, оттягивая и, отпуская которую, он всё ещё сможет причинять себе боль, но не оставляя при этом никаких следов на коже. Затем пациенту предлагается при ощущении желания самоповреждения занимать себя другими делами: физическими упражнениями, танцами, уборкой, прогулкой, музицированием, видеоиграми, записыванием своих мыслей и ощущений в дневник и т.д.

Для уменьшения депрессии в ходе лечения от самоповреждения успешно применяются антидепрессанты, седативные препараты, которые выписывает психотерапевт.

Особое и очень важное значение должно уделяться со стороны семьи, друзей и близкого окружения пациента, здесь необходимо проявление поддержки. Ни для кого не секрет что обсуждение чувств, доброжелательные и доверительные отношения внутри семьи имеют огромное значение.

Если говорить о профилактике самоповреждения, то важно понимать какие факторы могут спровоцировать такое поведение. Во-первых, сильнейший стресс, в котором находится подросток, во-вторых, постоянное напряжение, сюда можно отнести неудовлетворенность своим телом и проблемы с самоидентификацией девушек, и юношей. Селфхарм можно назвать неким «католизатором», он яыляется следствием накопления у подростка критически большой массы проблем. Как правило сами молодые люди и девушки не обращаются за квалифицированной помощью специалистов, обычно приходят родители или близкие родственники. Проблема профилактики селфхарма заключается в том, что родители или другие родственники обнаружившие данное явление у своего близкого не знают к кому обращаться за помощью, многие считают это постыдным и думают, что будут ходить различные слухи. Это все чревато тем, что своевременной помощи человек, страдающий самоповреждающим поведением не получает, соответственно время уходит и процесс может стать необратимым. Говоря о профилактике, в первую очередь важно заботиться о психологическом здоровье ребенка с раннего возраста, важно снижать уровень стресса, для этого существует разнообразное количество методик. Взрослым необходимо по мере поступления разрешать психологические проблемы, «не складывать их в копилку».

В наши дни самоповреждающее поведение, проблема, которая сейчас носит глобальный характер, необходимо ее глубокое изучение, разработка эффективных мер по профилактике такого поведения подростков, а также способов извлечения от такого тяжелого состояния.

Список литературы:

Короленко Ц.Личностные расстройства. Спб: Питер Личностные расстройства, 2010. – 30 с.

Пилягина Г.Я. Таврический журнал психиатрии: журнал. 1999. – 27 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой диструктивности, М: AST Publishers, 2015. – 810 с.

Просмотров работы: 97