Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране [2].
Малый бизнес занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.
Роль малого бизнеса в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, позволяют ему в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность [3].
Развитию малого бизнеса в Российской Федерации придаётся огромное значение, так как оно способствует [2]:
- изменению отраслевой структуры экономики;
- переориентации экономических отношений и формированию рынка;
- созданию новых рабочих мест;
- расширению потребительского рынка;
- повышению экспортного потенциала страны;
- лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;
- повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;
- формированию новых ценностей и идеалов;
- развитию благотворительной деятельности.
Активность в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 году стабилизировалась после существенного роста в 2018-м. Количество активных компаний в сегменте МСП в России в августе 2018 г. – марте 2019 г., увеличилась на 0,3% г/г [1].
Количество активных компаний МСП в России, составило 27,6 единиц на 1000 человек трудоспособного населения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Количество предприятий МСП на 1000 чел. в России и других регионах
В 11 регионах России плотность проникновения МСП все же оказалась выше среднемирового уровня. В лидерах Санкт-Петербург с показателем в 39,1, а также Москва и Московская область с 37,4. Крупный город в субъекте положительно влиял на уровень создания малых и средних бизнесов. Регионы с наименьшим уровнем активности населения в малом бизнесе находились преимущественно на юге страны [1].
Количество компаний на 1000 человек недооценивало проникновение МСП в России и было использовано в целях сопоставления с аналогичным показателем в других странах. Более корректной оценкой проникновения представляется число предпринимателей, которое показало, что в среднем по стране собственный бизнес ведет 2,9% населения (рисунок 2).
Рисунок 2 - Субъекты РФ с наибольшим уровнем МСП на 1000 человек
Настроения среди российского малого и среднего бизнеса ухудшились в третьем квартале 2019 года, поскольку усилилось давление со стороны зажатых потребителей и конкуренция со стороны более крупных фирм.
Индекс деловой активности, снизился до 50,9 балла по шкале, где баллы ниже 50 указывают на снижение активности, а те, кто выше 50, указывают на расширение. Показатель снизился с 52 баллов, зафиксированных в первом полугодии 2019г.
Одна треть компаний заявила, что их выручка упала за последние три месяца, и доля фирм, которые сообщили, что нуждаются в кредите, выросла. В качестве основных причин стагнации малых и средних предприятий респонденты назвали стагнацию расходов российских потребителей и сокращение издержек крупными фирмами.
Резкое снижение ставок со стороны Банка России также принесло определенную пользу российскому малому и среднему бизнесу в течение 2019 года. В то время как все больше предприятий нуждаются в поиске внешнего финансирования, процентная ставка Центрального банка упала с 7,75% в январе до 6,25% в декабре 2019г. Аналитики прогнозируют, что снижение ставок продолжится и в начале следующего года, направляя рыночную ставку по бизнес-кредитам и овердрафтам еще ниже.
Таким образом, для формирования конкурентоспособной экономики региона, основными направлениями совершенствования малого и среднего предпринимательства должны стать:
- обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;
- увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего, за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;
- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
- формирование системы статистического учета, адекватной задачам государственного управления и снижению издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на статистический учет;
- упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;
- снижение финансовых расходов субъектов малого предпринимательства на ведение бухгалтерского учета;
- снижение финансовых расходов субъектов предпринимательства за счет увеличения ответственности предпринимателей за безопасность использования продукции;
- снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;
- повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование трудового законодательства регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Список использованных источников
1. Малое и среднее предпринимательство в России 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223?print (дата обращения: 29.01.2020).
2. Мигунова Г.С. Малый бизнес в регионах Центрального федерального округа// Регион: Экономика и Социология.- 2013.- №1(77). – С. 287-293.
3. Мигунова Г.С. Внедрение инноваций в малом бизнесе // СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РИСКИ И СТРАТЕГИИ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 82-86.