Использование художественной литературы на уроках обществознания как средство формирования ценностных ориентаций школьников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование художественной литературы на уроках обществознания как средство формирования ценностных ориентаций школьников

Кондратюк Н.А. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт выступает за выстраивание новых векторов обучения, внутри которых морально-нравственные и этические ценности занимают важное место. Определение ценности происходит в сравнении с определённым образцом, эталоном. Такие образцы, эталоны создаются в процессе развития культуры и входят в структуру личности в процессе обучения и современной жизни.

Система ценностей - неотъемлемая часть обществоведческого образования. Возникает проблема определения круга социальных ценностей, которые должны войти в него. Особое внимание заслуживают этические ценности человека: добро, долг, совесть, честь, любовь, дружба, милосердие, честность, справедливость, порядочность. Включение ценностей в психологическую структуру личности является необходимой составной частью процесса социализации учащихся.

Применение литературных источников для формирования выше представленных ценностей является актуальной задачей современного образования, использование новых методических приёмов позволяет внести новизну в образовательный процесс. На уроке, таким образом, создаются условия для получения целостного гуманитарного образования и расширения кругозора учащихся. В некоторых случаях литературные произведения смогут служить более доступным для понимания материалом, чем учебник обществознания.

Предмет «Обществознание» учит детей ориентироваться в современном мире, помогает найти свое место в обществе, наладить коммуникацию с другими людьми. Использование художественной литературы на этих занятиях позволяет решить ряд задач: организация учебного процесса, интересного и ученику, и учителю; реализация системно-деятельностного подхода; формирование метапредметных УУД и понятий; реализация межпредметных связей; актуализация социального опыта обучающихся; расширение познавательного поля обучающихся.

Любое задание на работу с литературным произведением в УМК «Обществознание» так ли иначе связано с одной (или несколькими) из представленных задач. Стоит также отметить, что в современном мире огромный выбор приводит к отсутствию выбора, и дети могут не узнать о многих важнейших произведениях - в такой ситуации учебник становится навигатором школьника в бескрайнем море информации.

Художественная литература обладает высоким уровнем эмоционального воздействия, что помогает более эффективно достигать воспитательных результатов. Работа с мифами, стихами, баснями и сказками, усвоена уже в начальной школе, этими умениями можно воспользоваться. А вот уже работа с неадаптированными философскими и литературными текстами можно использовать в старших классах профильного уровня обществознания.

Кроме того, предлагаются современные технологии работы с текстом:

1.Поиск текста в заданном источнике;

2.Устное и письменное воспроизводство текста;

3.Поиск информации в тексте, найти скрытую или косвенную информацию;

4.Самостоятельная работа с текстом: составление вопросов к тексту, задач;

5.Общее осмысление текста, выделение основной мысли;

6.Анализ текста (аргументация, основные выводы), критический(внешняя критика на подлинность, внутренняя на достоверность, критика точки зрения автора);

7.Составление плана текста (простого, сложного);

8.Дополнение текста (аргументами, примерами, знаниями из других предметов);

9.Применение текста для решения определенных жизненных или учебных задач;

10.Создание собственного текста, сочинение, эссе, заметки.

В применении вышеперечисленных приемов степень самостоятельности выполнения задания будет зависеть от его сложности. Если у учащихся возникают сложности, то необходимо продемонстрировать образец выполнения задания и разобрать алгоритм его выполнения. Кроме того, в современных условиях образования учитель должен владеть приемами работы с текстом и грамотно организовать работу учащихся.

В числе подобранных материалов можно использовать как отечественных, так и зарубежных авторов. Исходя из темы урока литературный источник можно использовать в элементе урока и уже в соответствии с темой подобрать наиболее подходящее к теме произведение. Необходимо также опираться на формируемые в ходе урока компетенции, которые играют важную роль в развитии интеллектуальной и общекультурной сферы школьников. Изучение литературных источников в первую очередь предполагает их чтение и анализ. Но, к примеру, если педагог ограничен во времени, знакомство с отдельными частями книги, такими, как аннотацией, оглавлением, введением, значительно облегчает подготовку к занятию. При просмотре и ознакомлении с произведением желательно составить план произведения, для наиболее продуктивной работы с источником.

Применение литературных источников можно комбинировать и с другими современными технологиями обучения, такими как проблемные вопросы, кейс - технологии. Проблемные вопросы по заданному литературному источнику могут решать сразу несколько образовательных задач. Помимо всего литературные произведения оказывают влияние на расширение словарного запаса, который является показателем образованности.

Художественная литература наиболее ярко формирует нравственную позицию школьников, так как в ней отражен основной морально - нравственный опыт человека. Кроме того, происходит воздействие на учащихся с точки зрения требований новых ФГОС. Затрагиваются метапредметные результаты обучения на уроках, которые заключаются в:

1) умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умении самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Таким образом, очевидно, что применение литературных произведений на уроках обществознания решает множество задач, формирует универсальные учебные действия, предметные, метапредметные, личностные результаты по ФГОС. Литературные источники оказывают непосредственное воздействие на социализацию школьников, учебную мотивацию, развивают воображение и мышление, прививают морально - нравственные и этические ценности.

Применение этого вида источников позволяет наиболее эффективно организовывать образовательный курс обществознания, помогают учителю развивать в школьнике его творческий и умственный потенциал, повышает мотивацию и интерес познавательной деятельности школьника к предмету.

Список литературы:

Боголюбов Л.Н. Назначение курса Обществознания и его место в системе общего образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. -№7. –C. 568.

Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова. А. Ю. Лазебникова и др. – М.: Дрофа, 2008. – 606 с.

Драгунский, В.Ю. Избранное: Повести и рассказы [Текст] / В.Ю. Драгунский. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. - С.26

Мушкирова А.Н. Интерактивные методы и технологии в процессе формирования ценностных ориентаций обучающихся. / Новая наука: психолого-педагогический подход-.2017 - № 3. -C. 104.

Скрипова Н.Е. Категории «ценность» и «ценностная ориентация» в федеральных государственных стандартах общего образования / Сибирский педагогический журнал.-2012.- № 7. -C. 18.

Просмотров работы: 378