Защита коммерческой тайны на предприятии: ограничения и сложности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Защита коммерческой тайны на предприятии: ограничения и сложности

Синявский В.А. 1, Лукьянова В.Г. 1, Кирюхина О.И. 1
1БФ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной конкуренции важную роль для субъектов предпринимательской деятельности играет информация, составляющая коммерческую тайну – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, которым ограничен свободный доступ на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Сегодня в коммерческой сфере существует множество приёмов и методов получения информации о других предприятиях, например, с целью сбора деловой информации для переговоров, выявления ненадёжных партнёров и так далее. При этом становится всё сложнее ответить на вопрос о легитимности методов сбора этой информации.

Например, согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ: «Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации,а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо»1. Но что делать, если предприниматель не обеспечил должнуюзащиту конфиденциальной информации, ввиду своей некомпетентности? К примеру, на папке с документами, отправленной конкуренту при деловом общении, в результате механического воздействия при письме была продавлена ручкой актуальная информация для конкурента. В этом случае, при нахождении нужного угла падения света, текст, продавленный на папке, легко прочитать. Тогда справедлив вопрос: подлежит ли защите интерес предпринимателя на сохранение коммерческой тайны в данном случае?

Вэтихусловияхобеспечениесохранностикоммерческойтайныложится на самого предпринимателя. Он должен применить меры по защите конфиденциальной информации в соответствии с действующим законодательством, которое не всегда чётко изложено. Основным нормативным документом, регламентирующим правоотношения в области коммерческой тайны, является Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Но как с помощью законодательства защитить коммерческую тайну? Эффективным средством защиты является введение в компании режима коммерческой тайны. Для этого создаётся пакет специальных документов и проводятся необходимые мероприятия с целью защиты конфиденциальной информации.2

Субъект конфиденциальной информации должен осуществить меры по её защите: определить информацию, носящую характер коммерческой тайны, а так же лиц, которым разрешён или же запрещён доступ к ней. То есть фирма может защитить свои права в соответствии с законом только при наличии установленного режима коммерческой тайны с соблюдением требований, указанных в Законе №98-ФЗ.

Помимо выше сказанного, необходимо нанести на материальные источники информации гриф «коммерческая тайна», указав при этом обладателя такой информации. В данном случае идёт о дифференциации охраняемой информации между её сотрудниками, структурными подразделениями фирмы. Именно такая стратегия сводит к минимуму объём разглашённой охраняемой информации при её утечке. Но, не смотря на лёгкость осуществления указанных мер, существуют некоторые сложности при их применении. Например, достаточно затруднительно обеспечить наличие грифа «Коммерческая тайна» на всей документации: как бумажная, так и электронная. Ведь может быть относительно много подобных сведений, а наличие грифа конфиденциальности подразумевает особый порядок обращения с такими документами, при котором исключено несанкционированное ознакомление с ними. Соответственно такие меры значительно усложняют бизнес-процессы. А если допустить, что сотрудник, которому поручено проставить гриф «Коммерческая тайна» на документацию, является злоумышленником, то эффективность вышеописанных мер сводится с минимуму.

В настоящее время сотрудники постоянно имеют дело, прямо или косвенно, с секретами фирмы, из того следует, что персонал признается главным каналом утечки коммерческой информации. Для того, чтобы информация действительно оставалась под охраной, нужно создать у работников понимание того, какая именно информация является конфиденциальной, для чего ее нужно охранять и почему важен каждый сотрудник в этой деятельности. В этом случае важное письменное подтверждение персонала об ознакомлении. В противном случае суд не встанет на сторону работодателя при выявлении утечки информации. Лишь строго ограниченное число людей, имеющих доступ к коммерческой тайне может свидетельствовать о результативных мерах по охране ее же. Важно отметить, что режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.3

Список литературы:

Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ

Чикина Н.И. – Правовая защита коммерческой тайны, ОрёлГИЭТ 2011г. №2

Северин В.А. – Коммерческая тайна в России. Монография Издательство: Зерцало-М, год издания: 2009г.

1 Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ

2 Чикина Н.И. – Правовая защита коммерческой тайны, ОрёлГИЭТ 2011г. №2

3 Северин В.А. – Коммерческая тайна в России. Монография Издательство: Зерцало-М, год издания: 2009г.

Просмотров работы: 16