Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. В настоящее время в изучении русского языка в начальной школе все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения. В противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьников по другим школьным предметам.
По мнению Львова М. Р. и Светловской Н. Н. , изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Основные содержательные линии при изучении предмета «Русский язык»: система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис; орфография и синтаксис; развитие речи.
Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины: - технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки);
-технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи).
-технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды СГУ при использовании ресурсов ЭБС, при проведении автоматизированного тестирования и т. д.).
Представим анализ "Азбуки" авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок. Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука - к мудрости ступенька», «Ученье - путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы. Выбор упражнений соответствует и изучаемым темам.
Многообразие упражнений по каждой теме помогает легче и быстрее запомнить изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как: составление предложений по заданным словам, определение значений слов, различие одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов
Последовательность изучения звуков и букв основывается на принципе частотности употребления звуков(букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения.
Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классификация, наблюдения над омонимией, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием), над предложением (составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, и др.), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.) Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.
Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука - к мудрости ступенька», «Ученье - путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами («Весна», «Лес», «Земля», «Подарки» и др.) школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы.
Очень много заданий в «Азбуке» на развитие связной речи. Ведется работа по развитию устной речи учащихся. Такая работа наблюдается в составление предложений на определенную тему: о маме, о школе, о детях и т.п. («Расскажи о своем дне рождении», «Кого ты пригласил?); небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей) На каждый урок отводится две страницы (разворот «Азбуки»), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения.
Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлениюпредложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании специально помещены серии рисунков на отдельных страницах.
Кроме текстового материала и иллюстраций, «Русская азбука» содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления.
В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи имышления.
«Азбука» В.Г. Горецкого предусматривает работу по развитию всех видов речевой деятельности, но не предполагает системного обучения младших школьников слушанию. Учащиеся должны уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план (простой) исходного текста, подробно, выборочно и сжато излагать повествовательные тексты. Многие из представленных умений определяют умение слушать, но развивать их необходимо в условиях устной речи, когда необходимая информация воспринимается учащимися на слух.
Реальная же практика показывает, что учащиеся обычно имеют дело с текстами учебников, что развивает умение эффективно читать, но не слушать. В «Азбуке» нет упражнений по обучению умениям восприятия информации (как нужно слушать, приемы слушания). В учебнике есть упражнения, развивающие некоторые умения глобального слушания, такие, как анализ предложенных заголовков, определение предметного содержания текста (темы), умение «схватывать» смысл сказанного, выделять главное и второстепенное, оценить услышанное. Упражнения на развитие других умений глобального слушания в учебниках не представлены.
В учебниках есть небольшое количество упражнений, направленных на развитие умений критического слушания (выразить свое отношение к воспринятой информации), развитие других умений этого вида не найдено.
Таким образом, при обучении чтению и письму необходимо учить детей практически учитывать позицию фонемы в процессе перекодировки (учить так называемому позиционному чтению). Для выделения нового звука предпочтение отдавать словам, в которых он (новый звук) находится в сильной позиции.
Основной единицей чтения и письма является слог. Научить детей читать по буквам невозможно. Дети, читающие «по буквам», допускают много ошибок. Их необходимо «переучить» - показать им приемы графического анализа слова и научить сливать звуки в слоги, то есть читать по слогам.
В период обучения грамоте необходимо учить детей сознательно ориентироваться в структуре слога. Это поможет им преодолеть трудности перекодировки букв в звуки; также, следует познакомить детей практически со всеми способами обозначения мягкости – твердости согласных звуков.
Список литературы
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. [Текст] - М., 1987 г.-36с.
Мали Л. Д. Организация творческой деятельности учащихся на уроках чтения. [Текст] - В сб. Развитие речи младших школьников /Под ред. М. Р. Львова. - М., 1983г.- 29с.
Адамович Е. А. Объяснительное чтение в начальной школе. [Текст] – 3-е Изд-е. - М., 1954г.- 13с.
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. – Изд-во ПГУ.-М.,2014г.-9с.