ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Беленко А.А. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется личностно-ориентированным и коммуникативно-деятельностным подходами в обучении русскому языку. Личностно-ориентированный подход предполагает признание обучаемого как субъекта учебного процесса, развитие личности с индивидуальными особенностями, возможностями. Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения.

Познание системы языка и овладение нормами речевого поведения оказывается возможным на основе текстоориентированного характера обучения русскому языку, который теоретически был разработан еще в 60-70 годы ХХ века. Изучение языка на текстовой основе – это признание текста как важнейшей единицы в обучении русскому языку как неродному. На основе текста формируются языковая, лингвистическая, коммуникативная, культурологическая компетенции. (Ф.И. О. авторов)

Современный период развития методики преподавания русского языка в начальной школе характеризуется особым интересом к диалогу языков и культур в содержании обучения, в рамках которого происходит обучение языку не только как средству общения, познания мира, но и как средству приобщения к национальным культурам, к духовным ценностям контактирующих народов. Диалог языков и культур отражается в современных учебниках и учебных пособиях по русскому языку, осуществляется при изучении разных разделов курса русского языка.

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в начальной школе введен компетентностный подход. В связи с этим выделяются языковая, лингвистическая, речевая, коммуникативная и культуроведческая компетенции. Формирование коммуникативной компетенции является конечной целью обучения русскому языку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих  умений младших школьников. Задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы.

В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Три базовых принципа деятельностно-коммуникативного подхода – это интерактивность, диалогичность и рефлексивность.

Реализацию принципа интерактивности (от англ. interaction – взаимодействие) в традиционном учебном процессе мы связываем прежде всего с осуществлением организации взаимодействия субъектов обучения, как внутреннего (взаимное понимание), так и внешнего (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

Внимание современных наук к проблеме диалогичности обучения объясняется в первую очередь философским, мировоззренческим влиянием работ М. М. Бахтина. В его концепции мира и человека в мире (картины мира) главным является утверждение о диалогической отнесенности к другому, как важнейшей бытийной характеристике человека.

Диалогичность мышления и сознания является условием сосуществования в мире, важнейшей бытийной характеристикой человека, условием и способом освоения, усвоения и присвоения новой картины мира, неотъемлемым качеством творческого мышления.

Диалоговое взаимодействие предполагает уникальность всех участников диалога и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения любым участником образовательного процесса, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность участников общения.

Эффективности использования диалогового взаимодействия способствует проблемное содержание учебного предмета, коллективный и групповой характер форм взаимодействия, ценностно-смысловое равенство всех участников диалога, их направленность на диалоговое взаимодействие, сотворчество.

Принцип рефлексивности обучения связан с созданием условий для формирования рефлексии у учащихся, с реализацией в процессе обучения идеи рефлексивного отношения человека к самому себе и к миру.

При организации рефлексивной деятельности учащихся выделяются следующие этапы (по А. В. Хуторскому):

– остановка предметной (дорефлексивной) деятельности;

– восстановление последовательности выполненных действий;

– осмысление составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам;

– выявление и формулирование результатов рефлексии: эмоциональные ощущения, психологический настрой, идеи, предположения, способы действий, личностные изменения.

Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания. Диалог, имея социальную природу, реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Поэтому диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика.

Литература

Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты : учебно-методический комплекс ; авт.-сост. Н. А. Артё- менко ; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 284 с.

Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе./ А.В. Текучев. - М., 1980. – 246 с.

Просмотров работы: 33