Учебная деятельность младшего школьника в современной школе приобретает прочную мотивационную основу, младший школьник должен открыть для себя, что цель учебной деятельности состоит не в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками в развитии собственных способностей, возможностей. Младший школьник должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Но для этого нужно, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут развивающая игра (привлекательная с дошкольного возраста) может оказаться незаменимым помощником учителя, если педагог осознает ее роль в саморазвитии школьника.
Однако игра должна занимать определенное место в учебной деятельности младшего школьника: не предшествовать обучению («поиграем, а потом начнем учиться»), не чередоваться с ним («поучимся-поиграем»), а стать формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:
а) общее положительное отношение к школе, к учебному предмету, интерес и уважение к одноклассникам;
б) умение включаться в коллективную учебную работу и действовать в соответствии с нормами поведения в условиях такой работы;
в) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способов самоконтроля и самооценки;
г) раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение [1].
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические и игры, развивающие связную устную речь [2].
Подготовительный период обучения грамоте согласно действующим программам предусматривает два главных направления в изучении языка:
работа с речью, текстом и предложением;
формирование первоначальных фонетических представлений и умений.
Первое направление предусматривает практическое ознакомление с предложением, словом, т.е. вычленение предложения из речи и слова – из предложения. Термин «речь» по М.Р. Львову - один из первых терминов, с которым встречается первоклассник. Сформировать умение выделять предложение из речи помогут игры, которые разработаны с учетом общеизвестного факта: учащийся интуитивно чувствует интонационно-смысловую завершенность предложений и замечает паузы между ними. Чтобы помочь младшему школьнику осознанно членить речь на предложения, рекомендуется игра «осенние новости», в ходе которой ученики сопоставляют живую, нормально интонированную речь с искусственной, «механической», лишенной смысловых пауз и интонаций. К такой игре заранее готовит магнитофонная запись с чтением одного и того же текста «новостей» в двух вариантах.
Ценность таких игр в том, что в них соблюдены все три условия эффективного применения игровых приемов:
а) формируя у младших школьников конкретное умение выделять предложение из речи, эти игры одновременно воспитывают у учащихся интерес к речи как учебному материалу, положительное отношение к учению, школе;
б) обеспечивает переход от дошкольной игры к учебной деятельности в игровой форме;
в) ставят младших школьников в педагогическую позицию, когда они коллективно «учат» литературного героя и таким образом осознают собственные только что освоенные умения.
Особенно наглядной оказывается польза от игр, в которых первоклассники выступают «в роли», когда они перейдут к членению предложений на слова и составлению схем предложений. Умение «членить предложения на слова» названо в перечне умений, которыми должен овладеть первоклассник к концу подготовительного периода обучения грамоте.
Умение определять количество слов в предложении только на первый взгляд кажется простым. Его целенаправленному формированию способствуют следующие игры:
а) игры-упражнения на соотнесение предложения с его схемой («Письмо Мурзилке», «Подарок», «Тяп и Ляп»);
б) игры-упражнения на перестановку слов в предложении («Слова-Непоседы», «Живое слово»);
в) игра на включение в предложение между двумя отдельными словами третьего слова [1].
Успех или неуспех формирования начальных фонетических представлений целиком зависит от того, как организовано обучение звуковому анализу. Звуковая оболочка слова – благодатный материал для всевозможных фонетических игр и загадок, которые являются прекрасным средством обыгрывания словоразличительной функции звуков. Материал для организации такой работы можно найти в различных дидактических пособиях и статьях по занимательной фонетике. Однако следует помнить, что практически во всех подобных пособиях проводятся наблюдения за буквенным составом, а не звуковым. Поэтому, отбирая материал нужно исключить смешение звуков и букв.
На самых первых этапах следует брать для выделения звуков слова, в которых произношение и написание совпадают. В противном случае дети, которые уже начали читать и видели подобные слова написанными, могут потерять ориентацию: не будут знать, на что опираться – на букву или звук.
Для правильного формирования фонетических представлений и умений необходимо осмотрительно использовать различного рода метаграммы (загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово: дом-ком-лом-том), анаграммы (слова, получающиеся из других при перестановке букв: насос-сосна), логогрифы (слова, меняющие свое назначение при отнимании или прибавлении букв: роза-гроза). Для работы со звуками многие из таких пар слов не подходят. Так, пара сосна-насос годится для перестановки букв, но абсолютно не пригодна для работы со звуками.
Игры со звуками речи, направляющие внимание первоклассников на смыслоразличительную функцию звука, необходимо проводить регулярно в букварный период, т.к. они развивают фонематических слух детей. Познакомившись с делением звуков на согласные и гласные, на согласные твердые и мягкие, первоклассники смогут наблюдать, как ведет к появлению нового слова изменение гласного звука (игра «Где батон, а где бутон?», «Путаница») или замена твердого согласного мягким (игра «Смена караула»).
Формирование умения вычленять звуковую последовательность в слове можно на примере игр, в которых дети учатся устанавливать только первый, а затем последний звук слова: «Звукомор», «Тренировка вратаря», «Волк, собака и охотник», «Внимательные покупатели»[1].
Однако собственно звуковой анализ – это не вычленение отдельного звука, а установление последовательности звуков в слове. Обучение такому умению находить такую последовательность начинается с использования игр: «Дом для рыбы», «Кто в домике живет?», «Живые звуки», «Звукомор распоясался»[1]. Такого рода игра очень важны не только для языкового развития детей. Они учат сосредотачиваться на работе, развивают самостоятельность, которой так недостает маленькому школьнику.
Для развития умения у младших школьников делить слова на слоги используется игра «На стадионе», которая дает возможность учителю не отойти от основного закона слогоделения и научиться доверять слуху с работе со звучащим словом. Экспериментально доказано, что типичным для русской речи является открытый слог, т.е. при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда дети пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них именно так и делится само собой: ти-гры, а не тиг-ры, ша-шки, а не шаш-ки [1].
Вслед за слогоделением и параллельно с ним идет обучение умение находить ударный слог в слове. Для того, чтобы облегчить детям нахождение ударного слога, учителя предлагают учащимся «позвать» или «спросить» слово, то есть используют такие приемы, которые акцентируют ударный слог. Если с задачей «позвать» многие справляются, то вопросительная интонация дается некоторым с трудом. Как одним, так и другим способом произнесения слова помогают овладеть игры «Звери заблудились», «Найди свой портрет», «Львенок и щенок», «Русский, польский и французский».
Хорошо известно, что младшему школьнику тяжело учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим учитель старается обеспечить качественную работу, обеспечивающую запоминание букв учащимися. Лучше запомнить конфигурацию букв помогают дидактические игры, которые помогают научить младшего школьника всматриваться в графический облик буквы, анализировать конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты. Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует соединению слуховых, речедвигательных и зрительных анализаторов и помогает установлению прочной связи между звуковым образом и графическим изображением буквы. С этой целью могут быть использованы в учебном процессе следующие игры: «почтальон»(для того, чтобы получить письмо, необходимо найти в индивидуальной кассе букву, соответствующую первому звуку названия предмета, нарисованного на конверте); «Поезд» (в вагон нужно посадить тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве, установленной в вагоне); «Птичий рынок» (животное можно купить, если придумать кличку со звуком, соответствующим названной учителем буквой); «Рассели животных» (животные поселяются в домиках с укрепленными на них буквами в зависимости от того, какой букве соответствует первый звук в названии животного); «Кубики с картинками» (ученики показывают букву, которая соответствует первому звуку называния предмета на картинке) и др. [3].
Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.
Развивать фонематический слух младших школьников, правильно произносить каждый звук в слове помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом уроке учащиеся должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Очень любят младшие школьники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А- Айболит, Б- Белоснежка, В – Вини Пух, Г- Гномики и так далее, или Веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к первоклассникам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность младших школьников, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. [2]
Таким образом,игровая деятельность дает возможность младшему школьнику приобрести опыт человеческих взаимоотношений и опыт коллективной деятельности. Игры несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи, распределение обязанностей (ролей), обмен способами деятельности и взаимопомощь, контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего самими участниками игры.
Список литературы
Пушкарева, Р.А. Роль сюжетной игры в период обучения грамоте/ Р.А. Пушкарева. // Начальная школа. – 2001.-№12.-С.27-33
Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С.Соловейчик.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.
Сухорукова, Л.М. Рифма на уроках обучения грамоте/ Л.М.Сухорукова. // Начальная школа. - 2008.-№5.-С.22-25.