Методология организации государственного аудита - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методология организации государственного аудита

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственный аудит представляет собой систему внешнего независимого общественного контроля и оценки результативности деятельности органов государственной власти в области управления ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными) с целью достижения окончательных результатов обеспечения стабильного развития территориального социально-экономического комплекса и надлежащего социального положения населения.

Главными целями государственного аудита считаются:

выявление отклонений от определенных стандартов и целей государственного развития;

оценка эффективности использования социальных ресурсов государственными и (или) муниципальными органами;

оценка эффективности деятельности государственных и (или) муниципальных органов при выполнении возложенных на них функций и задач;

финансовая экспертиза законопроектов и (или) решений местных органов самоуправления.

Государственные органы, реализовывающие государственный аудит органов исполнительной власти, но при этом не входящие в систему исполнительной власти, являются наделенными соответствующими полномочиями субъектами государственного аудита. Они являются альтернативными источниками информации о деятельности исполнительной власти как для самих органов, так и для всего населения страны и как правило формируются законодательными (представительными) органами.

Органами, осуществляющими государственный аудит в Российской Федерации считаются: Счетная палата Российской Федерации и Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и местного самоуправления. Они представлены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом от 30.12.2018 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

При организации государственного аудита важно придерживаться соблюдения принципов. В Российской Федерации существуют следующие принципы проведения государственного аудита:

Законность. Субъекты аудиторской деятельности должны строго придерживаться нормы, регулирующей аудиторские отношения, закрепленные в Федеральном законе об аудиторской деятельности и других правовых актах. Эти стандарты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, быть согласованными друг с другом, исключать неясность в их интерпретации и применении.

Объективность. Осуществлять государственный аудита и финансовый контроль в соответствии с законодательством, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применять объективный подход к органам государственного аудита и финансового контроля, а также исключать конфликты интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля.

Эффективность. Определить эффективность использования федеральных и иных ресурсов.

Независимость. Заключается в обязательном отсутствии финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности у аудитора или аудиторской организации, в деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта, превышающей отношения по договору на оказание аудиторских услуг, а также любой зависимости от третьих лиц при составлении аудиторского заключения.

Гласность. Публикация результатов государственного аудита и финансового контроля в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Методология государственного аудита сформирована на диалектическом подходе, включающим в себя полноту и систематическое изучения финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности получателей бюджетных средств, взаимозависимости между экономическими и технологическими аспектами управления, а также между финансовыми и социально-экономическими данными.

Экспертно-аналитическая и контрольная деятельность осуществляются в форме финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита и иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации. На рисунке 1 представлены основные формы государственного аудита.

Рисунок 1 - Формы государственного аудита

Осуществление финансового аудита (контроля) производится для документальной проверки достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности или иного целевого использования федеральных ресурсов и других ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, а также мониторинга финансовой и другой деятельности контролируемых лиц. При проведении финансового контроля в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации проверяются соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области бюджета.

Аудит эффективности осуществляется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, полученных путем проведения аудита (контроля) для достижения намеченных целей, решения поставленных задач социально-экономического развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

Стратегический аудит направлен на оценку реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации. Конечные (целевые) и достигнутые (текущие) значения ключевых национальных показателей, отражающие степень и качество реализации совокупного воздействия социально-экономического развития и социально-экономических эффектов Российской Федерации, подлежат для оценки. Вопросы стратегического аудита также активно разрабатываются Счетной палатой Российской Федерации. Необходимо отметить, что Счетная палата Российской Федерации как высший орган финансового контроля, может выполнять функции проведения стратегического аудита, который, как правило, осуществляется при реализации стратегических документов, но не выполняет стратегический мониторинг в процессе их реализации. Одним из наиболее перспективных направлений развития деятельности Счетной Палаты РФ, по словам Степашина С.В., является стратегический аудит.

В субъектах Российской Федерации методология государственного аудита определяется следующим образом:

национально-территориальные особенности и менталитет русского народа;

«младенческий возраст» внешнего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации;

активное участие в процессе приватизации государственной собственности и в постприватизационных процессах действующих государственных и местных чиновников;

конституционное отделение органов государственной власти от местных органов власти;

осуществление полномочий государственных органов, принадлежащих Российской Федерации, на территории муниципальных образований;

верховенство федеральных органов государственной власти при разделении источников доходов развития всей бюджетной системы Российской Федерации;

верховенство федеральных органов государственной власти при определении расходных полномочий бюджетов субъектов Российской Федерации;

материалистическая база субъектов и объектов внешнего государственного финансового контроля и социокультурная тенденция оценки результатов управления бюджетом.

Государственный аудит необходим на каждом этапе цикла стратегического планирования: от анализа и принятия решений до корректировки стратегических планов и программ, в связи со структурными реформами в экономике. Новые задачи и новейшие направления государственного контроля требуют перестройки работы всех контролируемых субъектов, изменения методов проведения контрольных мероприятий и трансформации организационных структур.

Таким образом, можно сделать вывод, что методология государственного аудита является неотъемлемой частью организации государственного аудита. Это, в свою очередь, повысит эффективность работы органов государственной власти, приведет к прозрачности использования бюджетных ресурсов и управления государственными активами, а также предпримет меры по борьбе с теневой экономикой.

Список источников:

«Об аудиторской деятельности». Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ (ред. от 23.04.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902135946

Толчинская М.Н., Ахмедова Л.А. Развитие государственного аудита в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2015. - 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennogo-audita-v-rossiyskoy-federatsii

Федюков, В.И. Аудит качества / В.И. Федюков, Е.Ю. Салдаева ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 187 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476966

Измоденов А.К., Франц О.Б. Становление и развитие государственного аудита в Российской Федерации // Journal of new economy. 2015. - 62 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-gosudarstvennogo-audita-v-rossiyskoy-federatsii

Просмотров работы: 832