Практические аспекты социальных практик безопасности дорожного движения населения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Практические аспекты социальных практик безопасности дорожного движения населения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ключевыми причинами несоблюдения правил дорожного движения являются: невнимательность, отвлеченность на мобильные устройства, прослушивание музыки в наушниках во время перехода по пешеходному переходу, неправильное распределение своего времени, что наталкивает человека на нарушение правил. Нарушителями правил дорожного движения могут быть не только пешеходы, но и водители.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 млн до 50 млн человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 млн человек (186 тыс. из них дети), этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.

Например, ГИБДД по РФ опубликовала статистику за прошедший год. В 2017 году на дорогах России погибли 2018 год погибли 16,4 тыс. человек, из них 857 детей и подростков до 18 лет. В 2016 году эта цифра равнялась 6,1 тыс. человек, из которых 214 детей и подростков до 18 лет.

В Ульяновской области, согласно данным ГИБДД по Ульяновской области, за 2018 год суммарное количество дорожно-транспортных происшествий по территории Ульяновской области составило 1330, в них погибло 164 человека и 1744 было ранено.

Анализ статистических данных случаев ДТП показывает, что число дорожных происшествий не снижается. Изменение существующих социальных практик безопасности дорожного движения населения путем внедрения нового положительного опыта, возможно, будет способствовать улучшению ситуации вокруг безопасности дорожного движения в России, и в частности, в Ульяновской области.

Основная часть

В связи с увеличением числа ДТП проведено исследование в городе Ульяновск, целью которого было изучение социальных практик безопасности дорожного движения населения. В анкетировании, приняло в нем участие 44 человека, в основном молодежь в возрасте до 30 лет.

По мнению большинства опрошенных респондентов, роль водителя является ключевой на дорогах и влияет на вероятность гибели или травматизации людей в ДТП: чем больше нарушений со стороны водителя, тем больше вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Большинство респондентов также отметили, что отсутствие единой предметной области и профессионального сообщества в этой области может приводить:

– к использованию неэффективных практик, методов и форм работы;

– к недостаточно внимательному отношению лиц, принимающих решение, и в результате, к недофинансированию или уменьшению учебных часов;

– к «размыванию» собственных целей и задач, ожидаемых и оцениваемых результатов программы

– к нарушениям преемственности в обучении.

То есть, по мнению молодых людей, обучение дорожной безопасности сегодня – это целый комплекс мер, направленных на развитие позитивных паттернов поведения в дорожно-транспортной среде с акцентом на:

– Распространение знаний и помощь в осмыслении дорожных правил и ситуаций (просвещение);

– Улучшение навыков путем тренировки и получения нового опыта (обучение);

– Укрепление адекватных / изменение неадекватных установок в отношении риска, личной безопасности и безопасности других участников движения (комплексная профилактика и превенция).

В этой связи, мы можем встретить самые разные практики в области безопасности дорожного движения, где говорится о молодых и начинающих водителях, и речь идет о водителях от 18 лет, имеющих права на управление транспортным средством).

Для города, по мнению респондентов, это создает следующие преимущества: интенсивный коучинг и четкая структура упрощает планирование работы по обучению дорожной безопасности, координацию усилий партнеров и родителей учеников. Правильно составленные планы получают муниципальное бюджетирование.

Также в анкете многие отметили, что статистика показывает, что большая часть ДТП с участием детей происходит по вине водителей, в том числе, потому что они переоценивают способность детей принять меры для обеспечения своей безопасности, т.к. незнакомы с возрастными особенностями восприятия и принятия решений.

Проведенный нами анализ источников и анкетирование респондентов показали, что различного рода программы обучения детей безопасному поведению на дороге могут быть как «встроенными» в систему общего образования, так и представлять собой самостоятельные и независимые от системы образования «элементы непрерывного образования».

Во-первых, известно, что установки, способствующие / препятствующие безопасному вождению, закладываются еще в детстве, в основном, под влиянием родителей; поэтому детей школьного возраста уже можно рассматривать как будущих водителей. Во-вторых, речь идет о курсах предварительной подготовки водителей при школах и колледжах. Некоторые такие курсы объединяют обучение конкретным навыкам вождения с выработкой установок и паттернов безопасного поведения.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная и образовательная политика в сфере обучения детей дорожной безопасности тесно связаны друг с другом. Необходимы дифференцированные программы с учетом социоэкономических и демографических характеристик детей и семей в регионе. Привлечение детей «групп риска» к участию в детских общественных объединениях – это важный, но недостаточный шаг в снижении риска; необходима также работа с родителями и изменения инфраструктуры.

Анализ средовых факторов подтверждает, что задача обеспечить безопасность для ребенка в дорожно-транспортной среде для малообеспеченных родителей усложняется:

– проживанием в густонаселенных районах, с высоким уровнем трафика;

– отсутствием безопасных, изолированных от проезжей части игровых зон;

– частыми переездами или миграцией (высок риск для тех, кто переехал из сельской местности в мегаполисы; у кого есть языковой барьер);

– опасными водительскими практиками, обусловленными низким достатком (невозможностью купить средства фиксации детей, эксплуатацией машины с неисправностями, использованием услуг нелегального такси др.);

– недоступностью альтернативных форм проведения досуга, провоцирующей подростков на опасные «развлечения» на дороге; • низким доступом к профессиональной помощи и просвещению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Покровская Е. М. Организация работы с молодежью / Шапиро С.А. Организационное поведение: [16+] / С.А. Шапиро. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 445 с.

Ставцева А. А., Лепёшкин А. Д., Милина М. Ю., Тарусова М. С., Баранов Ю. Н. Уровень безопасности дорожного движения – как фактор влияния на экономическую безопасность страны // В сборнике: Поколение профессионалов Материалы международного конкурса научных публикаций молодежи: Текстовое электронное издание. – Краснодар, 2018. – С. 160-167.

Трунова Е. В., Мититаниди П. О. Обеспечение безопасности дорожного движения как основная задача государственной инспекции безопасности дорожного движения // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 6 (121). – С. 153-155.

Труфанов М. Е. Иллюзии безопасности дорожного движения под эгидой всемирного банка и глобального фонда безопасности дорожного движения // В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 211-217.

Ханин А. С. Обеспечение безопасности дорожного движения как основная задача государственной инспекции безопасности дорожного движения в правоохранительной деятельности // В сборнике: Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. – 2017. – С. 37-42.

Просмотров работы: 23