В современном мире здоровье человека становится первостепенной темой. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье человека соотнесено к приоритетным направлением государственной политики в области образования [5]. Разработчики ФГОС НОО полагают, что образовательное учреждение призвано обеспечить не только качественный учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья, в соответствии с системно-деятельностным подходом [4].
Методисты, сравнивая две парадигмы образования, пришли к выводу: традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций младшего школьника и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся» [2].Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей на уроках в начальной школе.
По мнению К.Д. Ушинского игра – это мир практической деятельности учащегося, которая удовлетворяет не только физически, но и духовные его потребности. Урок-игра способствует яркому проявлению особенностей мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активности, развивающейся потребности в общении, поскольку такой урок является важнейшим средством когнитивного развития и нравственного воспитания младших школьников, он снимает неприятные или запретные для личности младшего школьника переживания. Учебная игра - это обучающая игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения на уроках в начальной школе.
А.В. Хуторской полагает, что игра по содержанию, должна быть учением по форме. Но игра всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры, разработки сценария игры [2]. Так, например, на уроке русского языка в начальной школе можно применить данную физкультминутку при изучении темы: «Гласные И, А, У после шипящих» [3].
«ЖИ» и «ШИ» мы повторили,
ШИре руки развели,
На ладоШИ посмотрели
И захлопали в тиШИ.
На уроках математики также можно использовать игру «Квадрат».
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Данная игра из технологии В. Ф. Базарного способствует снятию напряжения с глаз. Для того, чтобы учащиеся более успешно усваивали материал, активно работали на уроке, необходимо систематически развивать их математическую память.
Автор здоровьесберегающей педагогической технологии врач В.Ф. Базарный придерживается в своей концепции лозунга Демокрита: «Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором – прекрасное дело для людей здравомыслящих» [1].
Еще с большим интересом учащиеся воспринимают заключительные, обобщающие уроки, построенные в форме игр: урок-путешествие, интерактивная экскурсия, игра-сказка, урок-кроссворд, урок-наоборот, урок-отгадай-ка и др. Они по словам А.В.Трацевской понимают такой урок, как договор об особых условиях, взаимодействие по умолчанию, поэтому и обучение проходит на высоком эмоциональном подъеме, что соответствует возрастосообразности этой формы обучения, делает учащихся счастливыми: «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья», акцентировал внимание философ А. Шопенгауэр. В уроке-игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей своей увлеченностью, эмоциональной окрашенностью.
Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках игровой формы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю максимально продуктивно организовать учебную деятельность.Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье. В этом поможет учителю игра, которую можно использовать на различных уроках в начальной школе.
Список литературы
1. Базарный, В.Ф. Образование и здоровое развитие учащихся Часть 1. /В.Ф. Базарный. – М.: Ключ С / 2005, - 368 с.
2.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. /Н.К. Смирнов. – М.: АПК 2002.
3.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. /В.И. Коваько. – М.: «ВАКО»/ 2005 – (Мастерская учителя).
4.Федеральный государственный образовательный стандартНачального общего образования / 2009.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года