Средства формирования ценностной ориентации школьников на уроках обществознания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Средства формирования ценностной ориентации школьников на уроках обществознания

Кагирова Г.Р. 1
1БГПУ ИМ.М.АКМУЛЛЫ, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема ценностных ориентаций в ее общем и конкретном значении носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук, занимающихся человеком и обществом. Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью и объективными особенностями. В литературе насчитывается множество дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

Связь формирования ценностей с обучением обществознанию тесно взаимосвязано, ведь ценности предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Важно понимать, что ценность – это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом. Поэтому естественно, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс воспитания личностных ценностей, которые будут определять поведение индивида.

Урок обществознания сегодня является невероятно сложным комплексом разнообразных мероприятий, в ходе и посредством которого можно достигать самых различных целей, в том числе, и путем внедрения в его содержания элементов из иных учебных дисциплин и предметных областей.

Воспитание гражданина России,защитника и ценителя культуры-это основа духовно-нравственного воспитания каждой школы,социума, предназначение которых состоит в приобщении детей к высшим духовным ценностям:честности,справедливости,доброте,свободе,толерантности,ответсвенности.Интерес к проблеме ценностей,ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям-главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

На формирование ценностных ориентаций личности влияет господствующая в обществе система ценностей. Наиважнейшей характеристикой природы ценностей является их двуединое основание: с одной стороны, в человеке как самоценном субъекте, с другой – в обществе как социокультурной системе. Ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают неотъемлемой составляющей и общественного сознания. Системы ценностей различных социальных общностей представляют собой «духовную квинтэссенцию потребностей и интересов людей и социальных групп» и тем самым образуют элемент (внутренний стержень) культуры.

Педагогическая проекция закона возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса ориентации подростков в мире ценностей как самостоятельное, адекватное ведущим ценностям общества движение личности и актуализацию личностных потребностей подростков с учетом их возраста и социальной ситуации их развития, освоенных ценностей; - ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей; - формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки.

Литература:

1.Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. 2007.

3. Богданова, Т.В. Иерархия ценностных ориентаций в области семейных взаимоотношений современной студенческой молодежи / Т. В. Богданова // Психология обучения. 2010. №5

4. Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики: монография / Л.Н. Боголюбов. СПб.: Нестор-История, 2013

Просмотров работы: 77