История изучения гиперактивности - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Говоря о гиперактивности многие, учение имеют в виду синдром дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Большинство исследователей (Бейкер Дж.А. Заваденко Н.Н., Монина Г.Б., Оклендер В. и другие) отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит активного внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Ребёнок рассеян, оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение. В основе гиперактивного синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы модификации поведения с помощью специально разработанных алгоритмов для родителей и педагогов, приёмов психологической коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, а также немедикаментозных методик. Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.
- В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» в 2007 г. Согласно этому руководству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность /импульсивность. Признаки гиперативности и импульсивности: Ребёнок суетлив. Не способен усидеть на одном месте. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «вечный двигатель». Болтлив. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. В разговоре часто прерывает, мешает(пристаёт) окружающим. Признаки нарушения внимания: Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Не может до конца закончить поставленную задачу. Слушает, но кажется, что не слышит. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. Плохо организован. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). Забывчив. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: появляться до 8 лет; наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома); не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств; должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению можно использовать следующую батарею методик Гуткиной Н.И: Методика «Да и нет» используется для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать определенным образом. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, сдерживая непосредственное желание ответить словами «да» и «нет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольной регуляции деятельности. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в игру, где педагог будет задавать вопросы, а ребенок отвечая на них, не должен произносить слова «да» или «нет». У испытуемого уточняют, какие слова нельзя произносить. Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы. Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
Методика «Вежливость» используется для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями. 1)"руки вперед"; 2) "руки на пояс, пожалуйста"; 3) "присядь"; 4) "руки в стороны"; 5) "руки к плечам, пожалуйста"; б)"прыгай"; 7) "прыгай, пожалуйста"; 8) "перестань прыгать, пожалуйста". Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Методика «Обведение контура» используется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Задание выполнено на хорошем уровне, если каждая фигура обведена правильно и четко. Если ребенок обвел контур недостаточно четко, есть незначительные разрывы линий, то это — средний уровень выполнения задания. При отступлении от контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур, считается, что испытуемый с заданием не справился. Помимо приведенных выше существует много других методик, созданных для выявления детей с признаками СДВГ. Коррекция поведения младших школьников с гиперактивным поведением должна производиться в комплексе: школа-учитель-родители-дом. Только при таком алгоритме можно ожидать медленного, но качетвенного результата совместной работы.
Список литературы
1. Безруких М.М. Ребенок-непоседа / М.М. Безруких. - М.: Вента-Граф, 2006. – 64 с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика, 2002. – 64 с.
3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Сфера, 2007. – 640 с.
4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. - Мю: Просвещение, 2009. – 42 с.
5. Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.В. Сатари, С.А. Немкова // Управление начальной школой. – 2010. - № 10. - С. 11-20.
6. Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации //Дошкольное воспитание. 2007. №8. С.44-5
7. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возраст/ О.В. Халецкая, В.М. Трошин. – Нижний Новгород, 2005. – 129 с.