МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Борисова А.В. 1, Пшеничнова И.В. 2
1ШФИвГУ
2ШфИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История изучения гиперактивности - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Говоря о гиперактивности многие, учение имеют в виду синдром дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Большинство исследователей (Бейкер Дж.А. Заваденко Н.Н., Монина Г.Б., Оклендер В. и другие) отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит активного внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Ребёнок рассеян, оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение. В основе гиперактивного синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы модификации поведения с помощью специально разработанных алгоритмов для родителей и педагогов, приёмов психологической коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, а также немедикаментозных методик. Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.

- В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные ди­агностические критерии, разработанные Американской психиат­рической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании «Диагностического и статистического руководства по психичес­ким заболеваниям» в 2007 г. Согласно этому руковод­ству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: на­рушения внимания и гиперактивность /импульсивность. Признаки гиперативности и импульсивности:  Ребёнок суетлив.  Не способен усидеть на одном месте.  Много, но нецеленаправленно двига­ется (бегает, крутится, ёрзает на своём месте).  Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.  Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «вечный двигатель».  Болтлив.  Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.  С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.  В разговоре часто прерывает, мешает(пристаёт) окружающим. Признаки нарушения внимания:  Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.   Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.   Легко отвлекается на посторонние стимулы.   Не может до конца закончить постав­ленную задачу.  Слушает, но кажется, что не слышит.  Избегает выполнения задач, требую­щих постоянного внимания.  Плохо организован.  Часто теряет личные вещи, необходи­мые в школе и дома (карандаши, кни­ги, рабочие инструменты, игрушки).   Забывчив. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 крите­риев в каждом измерении. При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:  появляться до 8 лет;  наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);  не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств;  должны вызывать значительный психологический диском­форт и дезадаптацию.

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению можно использовать следующую батарею методик Гуткиной Н.И: Методика «Да и нет» используется для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать определенным образом. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, сдерживая непосредственное желание ответить словами «да» и «нет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольной регуляции деятельности. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в игру, где педагог будет  задавать вопросы, а ребенок отвечая на них, не должен произносить слова «да» или «нет». У испытуемого уточняют, какие слова нельзя произносить. Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы. Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Методика «Вежливость»  используется для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями. 1)"руки вперед"; 2) "руки на пояс, пожалуйста"; 3) "присядь"; 4) "руки в стороны"; 5) "руки к плечам, пожалуйста"; б)"прыгай"; 7) "прыгай, пожалуйста"; 8) "перестань прыгать, пожалуйста". Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Методика «Обведение контура» используется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Задание выполнено на хорошем уровне, если каждая фигура обведена правильно и четко. Если ребенок обвел контур недостаточно четко, есть незначительные  разрывы линий, то это — средний уровень выполнения задания. При отступлении от контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур, считается, что испытуемый с заданием не справился. Помимо приведенных выше существует много других методик, созданных для выявления детей с признаками СДВГ. Коррекция поведения младших школьников с гиперактивным поведением должна производиться в комплексе: школа-учитель-родители-дом. Только при таком алгоритме можно ожидать медленного, но качетвенного результата совместной работы.

Список литературы

1. Безруких М.М. Ребенок-непоседа / М.М. Безруких. -  М.: Вента-Граф, 2006. – 64 с.

2. Брязгунов  И.П., Касатикова  Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у  детей  / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.:  Медпрактика,  2002. – 64 с.

3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Сфера, 2007. – 640 с.

4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. -  Мю: Просвещение, 2009. – 42 с.

5. Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.В. Сатари, С.А. Немкова // Управление начальной школой. – 2010. - № 10. - С. 11-20.

6. Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации //Дошкольное воспитание. 2007. №8. С.44-5

7. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возраст/ О.В. Халецкая, В.М. Трошин. – Нижний  Новгород, 2005. – 129 с.

Просмотров работы: 377