Психические свойства личности, их учет и развитие в процессе воинской деятельности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психические свойства личности, их учет и развитие в процессе воинской деятельности

Сергеева Д.А. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в Вооруженных Силах большое значение приобретают вопросы педагогической и психологической направленности в процессе воспитания военнослужащих. С точки зрения офицера, как воспитателя, необходимо обращать внимание на множество факторов, которые могут повлиять на психологическое и душевное состояние подчиненного личного состава. Для этого стоит изучить сам фундамент всей психологической структуры личности, а его, как известно, составляют психические свойства личности: темпереамент, способности, характер и направленность. От правильной оценки способностей, направленности и характера зависит профессиональное самоопределение и последующее развитие личности, эффективность служебной деятельности. Из всех перечисленных, направленность – считается одним из важнейших психологических свойств личности. Рассматривая само определение направленности, можно описать ее как сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека и показывает, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает. Однако не только это стоит учитывать при работе с подчиненным личным составом. Да, постепенное изучение мотивов и целей каждого военнослужащего, несомненно, поможет командиру лучше видеть и контролировать ситуацию внутри воинского коллектива и на основе этого обдумывать и конструировать наилучшую модель обучения подчиненных, но это лишь малая чать того, что следует знать офицеру при планировании воспитательной деятельности.

Также немалую роль в процессе воспитания и развития личности военнослужащих будет играть их темперамент. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. До сих пор различают 4 основных темперамента:

- Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, проявляет вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

- Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

- Флегматик – человек с сильной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях.

- Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв».

Итак, поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. То же касается и военной службы. При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.

В конце концов, решающее влияние на развитие способностей оказывает взаимосвязь направленности личности и ее характера, выражающая общее отношение человека к жизни и деятельности. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности. Интерес можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к выбранному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом. Офицеру-воспитателю, для успешного усвоения информации и овладения различными навыками подчиненными, следует не только знать их психические свойства, но и уметь правильно ими руководствоваться, чтобы заинтересовать свой личный состав для улучшения профессиональных навыков.

Подводя итог, следует отметить, что знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей, в том числе и военных. Знание сущности, содержания, свойств и других составляющих личности способствуют более качественному подбору и расстановке личного состава при выполнении различных задач воинской деятельности.

И наиболее важная цель воспитательной работы офицера – формирование у подчинённого положительного характера. Это значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером.

Список использованных источников.

1. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / под ред. А.Г Маклакова. – СПб.: Питер, 2007

2. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.

3. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст] / под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

4. Бровко, С.А., Кощеев, С.Ф., Шестериков, А.В, Шориков, Е.В. Психология личности военнослужащего: учеб. пособие [Текст] / под ред. М.М. Горбунова. – Вольск: ВВВУТ, 2007.

Просмотров работы: 144