Психолого-педагогические основы организации индивидуальной работы с курсантами военных вузов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психолого-педагогические основы организации индивидуальной работы с курсантами военных вузов

Кашкаров Д.А. 1, Хациева И.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индивидуальная работа занимает особое место в общей системе работы с личным составом.

Индивидуальная работа – это система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому воспитуемому, направленная на максимально-целесообразный учет возрастных, социальных и индивидуальных особенностей личности в целях ее всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению поставленных задач.

Индивидуальная работа в Вооруженных силах – это систематическая целенаправленная работа командиров и начальников с каждым военнослужащим с целью изучения его индивидуальных особенностей, воспитания и мобилизации на решение задач, стоящих перед подразделением [1].

Индивидуальная работа является важнейшей составной частью комплексного воспитания курсантов в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Индивидуальная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздействия.

Цель индивидуальной работы – активизация человеческого фактора в воинской службе благодаря выявлению, учету и максимальному задействованию личностных качеств и психологических особенностей военнослужащих.

Индивидуальная работа с курсантами военных вузов – это проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессиональных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого курсанта работа по привитию каждому выпускнику военного вуза высоких морально-психологических, боевых и нравственных качеств, а также навыков работы по управлению социальными процессами в воинских коллективах, всестороннему воспитанию личного состава, поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.

Индивидуальная работа выполняет комплекс функций тесно связанных с общими функциями воспитания, но реализуемых по отношению к конкретному военнослужащему.

Напомним эти функции.

Формирующая – предусматривает целенаправленную выработку у курсантов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению.

Мобилизующая – способствует созданию в сознании курсанта военного вуза настроя на достижение целей, стоящих перед ним в процессе обучения в вузе.

Профилактическая – позволяет формировать установку на недопустимость и предупреждение отклонений от нормы в поведении.

Развивающаяпозитивное изменение интеллектуальных, физических и других личностных качеств курсантов.

Перевоспитывающая – устранение отдельных негативных качеств курсантов военных вузов.

Исходя из этих функций, индивидуальная работа с курсантами призвана решать ряд основных задач:

1. Постоянное и целеустремленное изучение индивидуальных особенностей каждого курсанта в динамике его развития;

2. Воспитание с учетом индивидуальных особенностей у каждого курсанта:

- государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным силам;

- стремления к овладению профессии офицера Вооруженных сил и готовности к защите Отечества;

- дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства;

- мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных сил на основе лучших воинских традиций;

- профессионально важных качеств, навыков проведения работы с личным составом;

- трудолюбия, добросовестного отношения к службе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальности;

- общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Для осуществления индивидуальной работы не стоит ограничиваться только изучением биографических данных курсантов. Наряду с этим командирам подразделений, преподавателям – кураторам необходимо изучать и знать социально-психологические особенности личности курсантов:

- степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами, преподавателями, другими людьми;

- общительность (коммуникативность);

- место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер);

- степень влияния на других курсантов (авторитетность);

- способность адаптироваться к условиям учебы и военной службы.

В совокупности эти данные должны способствовать пониманию командиром подразделения места и роли курсанта в воинском коллективе и того, как коллектив отражается в его личности.

Для качественного проведения индивидуальной работы необходимо как можно полнее изучить психологические особенности каждого курсанта, определить своеобразие психических процессов, состояний и свойств его личности.

При этом важно изучить уровень развития у курсанта таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.

Ощущение – это простейший психический процесс отражения в сознании отдельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека [3, с. 164-200].

Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием.

Представление – это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов [7, с. 84-88].

Под воображением понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний.

Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.

Внимание – преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление.

Правомерно считается, что это одна из важнейших психологических предпосылок успеха курсанта в учебе и службе. Основные свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость [8, с. 56-57].

Память – это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

В зависимости от того, какая информация запоминается, различают образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Кроме того, важной характеристикой памяти является кратковременность и долговременность запоминания.

Память каждого курсанта имеет свои особенности. Есть курсанты, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), или услышанное (слуховой тип), или то, что оказалось объектом их двигательной активности (двигательный тип) [7, с. 88-92].

Мышление – это процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями.

Оно характеризуется мобильностью, быстротой, самостоятельностью, целеустремленностью, глубиной, гибкостью, широтой и другими качествами, уровень их развития следует учитывать при изучении мышления курсантов [3, с. 298-200].

Мышление непосредственно связано со словами и фразами, которые составляют речь человека. Ее подразделяют на внутреннюю и внешнюю, последняя включает устную (диалог и монолог) и письменную Речь играет исключительно важную роль в деятельности курсанта.

Психические познавательные процессы непосредственно связаны с эмоциями (чувствами) и волей человека.

Эмоции (чувства) – это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.

Они принимают самое непосредственное участие в регуляции поведения, психофизиологической настройке организма и влияют на поведение курсантов. В процессе индивидуальной работы необходимо учитывать особенности эмоционального состояния курсантов, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач и локализовать те, что подавляют волю.

Воля – это способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и стремиться достичь ее, преодолевая трудности.

В процессе индивидуальной работы важно формировать и развивать у курсантов такие волевые черты, как целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

Особое внимание в ходе индивидуальной работы преподавателей и командиров подразделений необходимо уделять изучению и формированию у курсантов психических свойств его личности темперамента, способностей, направленности и характера.

От правильной оценки темперамента, способностей, направленности и характера зависит профессиональное самоопределение и последующее развитие личности курсанта, эффективность его учебы и последующей служебной деятельности.

В поступках и поведении человека тесно переплетено психическое и физиологическое. Одной из характеристик подобной взаимосвязи выступает темперамент [7, с. 116-120].

Темпераментом называют интегральное индивидное свойство личности, обусловленное особенностями нервной системы и характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения.

Темперамент – одна из базовых характеристик личности. Протекающие в человеке нервные процессы делят на два вида: возбуждение и торможение [3, с. 553-567].

Для их характеристики вводятся парные критерии: сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность (медлительность).

Сила означает способность нервных клеток переносить длительные нагрузки или кратковременные, но очень сильные. Слабость – наоборот.

Уравновешенность означает, что по абсолютной величине процессы возбуждения и торможения равны. Неуравновешенность – то, что у человека один из процессов доминирует: он либо реактивный, либо замедленный. Подвижность – это легкость перехода от одного процесса к другому и наоборот.

В соответствии с этими критериями (хотя они не единственные) можно выделить следующие типы темперамента:

- сангвиник: сильный-уравновешенный-подвижный;

- холерик: сильный-неуравновешенный-подвижный;

- флегматик: сильный-уравновешенный-медлительный;

- меланхолик: слабый-неуравновешенный-малоподвижный.

Дадим краткую характеристику типов темперамента.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел.

В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика». Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

При выполнении хозяйственных работ целесообразно создавать команды из противоположных типов темпераментов: например, флегматик с холериком будут взаимно дополнять, и уравновешивать друг друга, сангвиник с меланхоликом никогда не вступят в конфликтные отношения, флегматик может сочетаться со всеми остальными типами темперамента: меланхоликом, холериком и сангвиником, а холерик с холериком несовместимы по причине обидчивости, агрессивности, повышенной возбудимости. Все эти особенности могут привести к конфликтам, стычкам и, в конечном итоге, к невыполнению поставленных задач.

Особенности темперамента необходимо учитывать в служебной деятельности офицера, будущего начальника службы МТО [8, с. 124-126].

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности [8, с. 126-127].

Второй путь приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.

В 1963 году Г.Ю. Айзенком был предложен вариант сочетания различных типов темперамента. Им было выделено две основные шкалы: экстроверсия – интроверсия; нейротизм – психотизм (эмоциональная стабильность).

Экстраверсия (обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него) проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении).

Для интровертов (направленность на себя) характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.

Человеку, которому свойственен нейротизм, соответствуют напряженность, тревожность, недовольство собой и миром, а психотизм (эмоциональная стабильность) говорит о спокойствии, эмоциональной уравновешенности, адекватности эмоциональных реакций, о низком уровне конфликтности.

Особенности темперамента необходимо учитывать в индивидуальной работе с курсантами и помнить, что нет лучших или худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней [8, с. 127-131].

В комплексе индивидуально-психологических свойств личности важное место занимают способности. Еще в давние времена при приеме на службу обращали внимание на способности человека.

Так, например, в одном из Указов Петра I было сказано, что в рекруты должны сдаваться люди «добрые, человечные, не старые, не увечные и не дураки», а один из первых теоретиков военной учебной экспертизы Р. Штырин (1854) указывал на необходимость распределения рекрутов по «ряду способностей» и особенно отвечал, что «одно требуется от гренадера или карабинера, другое от стрелка и егеря» [1, с. 74-81].

Сегодня существует несколько подходов к объяснению способностей. Одни исследователи придерживаются точки зрения «наследования таланта». Другие склонны поддержать теорию «паталогичности гения» (гений – это «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая), третьи убеждены в том, что способности человека – результат прижизненных приобретенных свойств и качеств в ходе обучения и воспитания.

Если обобщить все существующие подходы, то способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова (один из виднейших отечественных исследователей проблемы способностей), заключены три идеи [8, с. 133-134].

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Природную основу способностей составляют задатки.

Задатки – это благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.

Задатки лишь предпосылки для развития способностей. Сами по себе задатки ни на что не направлены, они только влияют на уровень достижения, быстроту развития тех или иных способностей. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека.

Способности можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Природные (или естественные) способности.

В основе своей они биологически обусловлены, связанны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности.

Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: общие и специальные.

Общие способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речи, точность и тонкость движений рук и т.д.).

Специальные способности связаны с успехами в отдельных видах деятельности и общения (математические, технические, художественные, организаторские и т.д.).

Теоретические и практические. Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Практические способности определяют склонность к конкретно-практическим действиям.

Сочетание теоретических и практических способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

Учебные и творческие. Учебные способности (репродуктивные) определяют успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.

Творческие способности определяют успешность в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности связанны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. [8, с. 135-137].

Кроме перечисленной классификации, способности различаются по свойствам и уровню развития.

По свойствам:

-конструктивные (способность проектировать развитие индивида конкретную деятельность, предвидеть будущее);

- познавательные (умственные в интеллектуальные способности, гибкость, широта, нестандартность мышления, быстрота овладения знаниями);

- организаторские (способность организовать свою деятельность, деятельность подчиненных, организации);

- коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения, способность общения);

-рефлексивные (умение анализировать свою деятельность);

- физические;

- профессиональные.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу.

Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность.

Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант - высшая степень способностей в определённой деятельности.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием.

Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского.

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности. Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение.

Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, И.В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В.А. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский [3, с. 535-538].

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности.

У каждого человека, различный уровень развития тех или иных способностей – от неспособности до гениальности.

Способности тесно связаны с другими свойствами и качествами.

Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характер, выражающие общее отношение человека к жизни и труду.

Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывает склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся способности и интересы. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом [3, с. 538-540].

Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности.

В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако способности не сводятся к мастерству.

Способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие способностей.

Курсанту, важно постоянно развивать военно-профессиональные способности. Военно-профессиональные способности – это способности, определяющие успех в определённой сфере военной деятельности.

Прежде всего, следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для конкретной специальности, и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Немаловажное значение имеет воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении цели, чувства высокой ответственности за учебу, устойчивой профессиональной направленности личности.

Большую роль в развитии способностей у специалистов служб МТО играет постоянное выполнение задач материального обеспечения, учебный процесс, методика обучения.

Важное значение для формирования способностей имеет развитие интереса к конкретному виду деятельности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и соответствующие способности.

Положительное влияние на развитие способностей у обучаемых оказывает состязательность, борьба за овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у курсантов формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные качества, расширяются творческие возможности.

Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Таким образом, в качестве выводов необходимо отметить следующее.

Способности – это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. Они раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов.

Способности, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности – направленностью и характером.

Важной характеристикой психологического портрета является направленность личности курсанта. Это свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность – ведущее психическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека.

Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает.

От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа [3, с. 511-514].

Как сложное и системообразующее психическое свойство личности, направленность имеет свою собственную структуру.

В основе направленности лежат потребности.

Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удовлетворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и поэтому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их.

Всю сложную совокупность потребностей человека можно классифицировать по нескольким основаниям – по происхождению, предметной направленности, носителям и др.

По происхождению потребности подразделяются на врожденные, передающиеся человеку по наследству, и приобретенные, возникающие в процессе его становления и развития, жизни и деятельности. К врожденным относятся биологические, органические, естественные потребности (в пище, воде, воздухе, половые и т.д.). Это – потребности организма человека, удовлетворение которых является необходимым условием его существования и продолжения рода человеческого. На основе и в процессе удовлетворения врожденных, низших потребностей у человека возникают социально обусловленные потребности в предметах быта, занятиях, труде, общении и т.д. Это – приобретенные, высшие потребности.

По предметной направленности (по содержанию) эти потребности подразделяются на:

а) материальные (потребности в пище, одежде, жилище, предметах быта);

б) духовные (потребности в знаниях, общении, деятельности).

Ведущими из них являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека.

Носителем потребностей может быть отдельный человек, социальная группа (коллектив) или общество. В зависимости от этого потребности бывают личные, групповые (коллективные) и общественные, т.е. потребности общества в целом.

Потребности людей являются объективными. Чтобы существовать, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище, а чтобы быть личностью – жить в коллективе, трудиться, овладевать знаниями и т.д. Но потребности осознаются, переживаются людьми по-разному, имеют субъективную форму.

Если основой побуждений человека, источником его активности являются потребности, то главным, от чего они зависят, чем определяются интересы, цели стремления, направленность личности в целом, выступает мировоззрение. Мировоззрение – совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, происходящие в нем события.

Формируясь в процессе удовлетворения потребностей, в первую очередь познавательных, мировоззрение становится ведущим компонентом направленности личности. Оно определяет содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей, его интересы, идеалы, стремления, жизненные цели [3, с. 524-528].

На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения у человека формируются мотивы, т.е. внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их личностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными.

Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и смыслообразующую функции.

Они выступают как реальные двигатели деятельности (побудители) человека.

Регулятивная функция мотивов состоит в регуляции поведения людей в соответствии с требованиями общества, нормами морали.

Мотивы придают и личностный смысл той деятельности, которой занимается человек. Мотивы могут выступать в самых различных формах, проявляться в различных сферах деятельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам.

По сложности и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные.

К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности.

Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недовольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее достижения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков.

Влечение переходит в желание – уже достаточно осознанную потребность, но не выступающую еще в качестве сильного побудителя к действиям. Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности или необходимость в этом не очень большая.

Более активным, побуждающим к действиям мотивом, является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий.

Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убеждения, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов.

Интерес выражает положительное сознательно-эмоциональное отношение человека к объектам, событиям или деятельности.

Интерес – это проявление направленности личности, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью).

Устойчивый интерес человека, как правило, перерастает в такой мотив, как склонность, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Склонность предполагает также наличие способностей, позволяющих успешно овладевать этой деятельностью и совершенствоваться в ней.

Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носитель этих качеств. Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности.

Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека.

По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают:

а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества;

б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.);

в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.).

Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.

В психологическом плане цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. Цели показывают, к чему стремится человек в своей жизни и деятельности.

По времени их осуществления цели могут быть далекими или близкими, существенными для человека или случайными, иметь личное или общественное значение.

Следует различать цель конкретной деятельности и жизненную цель человека.

Цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности.

Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть, вместе с тем, реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели.

С целями неразрывно связаны установки и перспективы человека. Установка представляет собой настроенность личности на осуществление той или иной деятельности (действия) или на торможение собственной активности. В психологии различают установки неосознанные и осознанные, временные (ситуативные) и устойчивые.

Под перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, более или менее отодвинутого во времени, побуждающего деятельность человека по его достижению.

Следовательно, основными структурными элементами направленности личности являются обусловленные мировоззрением человека и находящиеся в сложной иерархической зависимости потребности, мотивы и жизненные цели.

В своей совокупности они функционируют как целостная динамическая система, качественными характеристиками которой являются уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности личности определяется ее общественной значимостью. В нем проявляется нравственная позиция человека, его морально-политический облик.

Широта направленности – это объем интересов, стремлений и целей, которые человек ставит в своей деятельности.

Постоянство убеждений, интересов, склонностей и стремлений при их относительной гибкости и подвижности определяет устойчивость направленности личности.

Интенсивность направленности определяется степенью осознания человеком мотивов и целей своей деятельности. Она может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Действенность направленности личности связана с активными желаниями и стремлениями, с настойчивостью человека в достижении поставленных целей [8, с. 144-145].

Направленность личности классифицируется по различным основаниям (признаком).

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности, как:

а) мировоззренческая направленность – выражается в политической, нравственной, естественнонаучной зрелости и грамотности личности;

б) бытовая направленность – выражается в материальных, житейских, культурных, эстетических индивидуальных устремления личности;

в) профессиональная направленность – закрепляется в привязанности к избранной профессии и выражается в высоком профессионализме.

Разновидностью профессиональной направленности является военно-профессиональная направленность.

В зависимости от взаимодействия с окружающим миром направленность бывает на себя, на взаимодействие с другими людьми, на выполнение задачи.

Для определения направленности личности курсанта необходимо изучить:

-преобладающие потребности, познавательные и эстетические интересы, духовные запросы;

- цели и мотивы поведения;

- уровень мировоззренческого и нравственного развития личности;

- содержание и прочность убеждений.

Основными путями формирования военно-профессиональной направленности курсанта являются:

- качественное изучение военного дела, приобретение и совершенствование квалификации по специальности (в ходе обучения, боевой подготовки);

- разъяснение смысла и значения воинской службы, выполняемых задач;

- формирование гордости за принадлежность к Вооружённым Силам, роду войск, специальности;

- пропаганда и внедрение воинских и боевых традиций, обобщение и передача военного и профессионального опыта;

- формирование необходимых потребностей, мотивов, жизненных целей и установок, интереса к деятельности;

- стимулирование отличившихся за их достижения.

Таким образом, направленность является ведущим, системообразующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека.

Другим системообразующим свойством человека является характер.

Характер – это главное психологическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки и выражающееся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе.

В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека.

Характер выражается и изучается по отношениям человека и оценивается по чертам, в которых выражается его содержание, духовный мир и которые определяют поступки человека.

Под чертами характера понимаются особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах её деятельности и по которым можно судить о возможных поступках личности в определённых ситуациях.

В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности, систему отношений к окружающей действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные), оказывающие действия на широкую сферу поведенческих поведений, и частные, влияющие на частные, узкие ситуации.

Характер личности классифицируются по целому ряду оснований.

По отношению к окружающему миру, происходящим событиям характеры бывают убежденные, принципиальные или беспринципные. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы.

У человека с беспринципным характером не сложились прочные убеждения, его поведение и поступки определяются личными целями и мотивами. Именно беспринципный характер является одной из причин непредсказуемого поведения человека.

По отношению к труду различают характеры деятельные, активные и бездеятельные, пассивные.

Человек с деятельным характером отличается трудолюбием, настойчивостью в своей деятельности. Он активно участвует в общественной жизни, проявляет полезную инициативу.

Отдельные лица не любят труд, стремятся уклониться от трудностей, общественной работы, пассивны, равнодушны. Им присущ бездеятельный характер, и нужна длительная, настойчивая индивидуальная работа, чтобы изменить его, сделать активным, деятельным.

По отношению к другим людям характер может быть общительным или замкнутым. Общительность человека необходима для сплочения коллектива, установления правильных взаимоотношений с товарищами. Но если в основе общительности нет должной принципиальности, то она может порождать ложное понимание коллектива, вести к панибратству, групповщине.

Человеку с замкнутым характером трудно завоевать доверие, уважение, авторитет среди товарищей. Поэтому необходимо выяснить причину его замкнутости с тем, чтобы устранить ее и выработать положительную общительность. Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночеству, иногда отрицательного отношения к людям, недоверия к ним. Как правило, замкнутость – это результат влияния каких-то неудач и осложнений в жизни человека, неправильного воспитания в семье.

По отношению к самому себе характер может быть коллективистским или эгоистичным.

Человек с коллективистскими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, общества, подчиняет им свои потребности и нужды, критически относится к своим недостаткам, готов прийти на помощь товарищу. Эгоист склонен возвеличивать собственную персону, свои возможности и интересы, на все смотрит с точки зрения личной выгоды. Чтобы достичь корыстных целей, эгоист может обмануть товарища и коллектив. Нами приведены крайние (полярные) оценки характера, его черты, особенности. В реальной жизни в характере людей наблюдается множество оттенков, переходов между полярными особенностями, чем во многом и объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

Характер можно оценивать также по его силе. Сильный характер у тех людей, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели. И наоборот, люди со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.

Значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения. Отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.

Характер может быть цельным или противоречивым.

Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, отношения, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Поведение такого человека в любой ситуации можно предвидеть. И наоборот, человек с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков. В одних условиях он может говорить и делать одно, в иных – другое. Поведение такого человека трудно предвидеть, на него нельзя положиться.

4. По психологической структуре.

Волевыми чертами являются: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность.

Эмоциональными чертами: впечатлительность, экспансивность, горячность, инертность, безразличие.

Интеллектуальными чертами: сообразительность, находчивость, любознательность.

Характеру человека, наряду с сугубо индивидуальными чертами, присущи и общие черты. Общими чертами характера, в которых раскрывается моральный облик человека, являются любовь к Родине, коллективизм, верность традициям, честность, правдивость, доброжелательность и другие [3, с. 567-568].

Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности.

Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей.

Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д.

От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими.

Способности определяют интеллектуальные черты характера.

Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности. Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В то время как в становлении характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание.

Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки при их неоднократном повторении становятся привычками, роль которых в жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычек складывается характер, в них он и проявляется. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Зная основные черты характера курсанта, можно прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать инициативностью, самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр.

Важное значение при работе с людьми играет знание типологии характеров людей.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

- характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

- те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и отроить типологию характеров.

- большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на различные группы.

Формирование характера занимает одно из важнейших мест в становлении личности.

Сформировать у человека положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером [3, с. 579-580].

Начальным периодом становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются с окружающими.

В раннем детстве закладываются такие черты характера, как доброта, отзывчивость, общительность (и противоположные черты).

Дошкольное детство формирует черты характера по отношению к труду (трудолюбие, аккуратность, ответственность и другие «деловые» качества).

В начальных классах формируются черты характера по отношению к людям.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера. А в ранней юности базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.

В процессе дальнейшей жизнедеятельности происходит развитие и формирование характера, его ломка (при изменении обстоятельств).

В процессе воинской деятельности закрепляются и развиваются его основные черты под влиянием всего уклада воинской жизни, процесса обучения и воспитания.

Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер человека проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике.

В деятельности человека можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе, можно определить наличие положительных и отрицательных черт характера, его силу, устойчивость и цельность.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность.

Если человек подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливость характеризуют человека с отрицательной стороны.

Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

При формировании характера личности курсанта необходимо иметь в виду:

- человек творец своего характера;

- выработке характера большую роль играет коллектив (микросреда);

- важное значение имеет личный пример командиров и начальников;

- большой вклад в формирование характера вносят физическое воспитание и в целом боевая подготовка;

- формирование характера зависит от особенности военной профессии, условий жизни и быта, успехов в службе.

Зная черты характера курсанта, можно прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать инициативностью, самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр.

Для повышения эффективности индивидуальной работы необходимо соблюдать определенные условия.

Такими условиями являются:

- во-первых, это близость воспитателя к подчиненным. Здесь имеется в виду уважение человеческого достоинства, традиций военнослужащих, ровное и равное отношение к обучаемым;

- во-вторых, успех в руководстве и в воспитании достигается не силой власти, а силой авторитета. При этом авторитет служебный, должностной должен дополняться авторитетом личным, моральным авторитетом;

- в-третьих, конкретность и эффективность индивидуальной работы во многом зависят от ее направленности, от педагогического мастерства офицера, его моральных и деловых качеств;

- в-четвёртых, необходима четкая, стройная система организации индивидуальной работы.

Организация индивидуальной работы в подразделениях военного вуза включает целый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями должностных лиц.

Особенностью индивидуальной работы является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, технических средств и средств наглядности и доступна каждому преподавателю и командиру.

Структурно организация индивидуальной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный.

На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в личности обучаемого, прогнозируются перспективы, выбираются наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.

На втором этапе (этап целенаправленного педагогического воздействия), реализуется план индивидуальной работы, с использованием различных педагогических методов и приёмов воздействия на обучаемых.

На третьем этапе (результативный этап), дается оценка полученных результатов при проведении индивидуальной работы, и вносятся необходимые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.

В системном виде организация индивидуальной работы включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств будущего офицера.

Рассмотрим организацию индивидуальной работы.

1. Определение целей и задач индивидуальной работы по отношению к отдельному курсанту.

Цели индивидуальной работы определяются задачами, решаемыми подразделениями и службой, особенностями службы, учебы и быта воинов, особенностями психологии коллектива и индивидуальными особенностями курсанта.

Задачи индивидуальной работы вытекают из целей и конкретизируются по отношению к каждому курсанту (изучение, воспитание, перевоспитание, коррекция поведения и т.д.).

2. Планирование индивидуальной работы.

Индивидуальная работа планируется всеми должностными лицами. При этом особая роль принадлежит командирам курсантских подразделений и кураторам из числа преподавательского состава военного вуза.

В планах индивидуальной работы должны найти отражение следующие основные вопросы:

- изучение индивидуальных особенностей личности курсанта и прогноз её развития в процессе учебы в военном вузе;

- индивидуальное воздействие на личность курсанта в целях его воспитания или перевоспитания;

- руководство самосовершенствованием (самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием) курсанта;

- проверка и оценка результатов индивидуальной работы.

Планирование и учёт индивидуальной работы с курсантами военных вузов осуществляется в рабочих тетрадях (педагогических дневниках, листах беседы).

3. Охват постоянным влиянием всех военнослужащих.

Индивидуальная работа проводится со всеми курсантами военного вуза без исключения. Ни один из них не должен остаться без внимания и без воспитательного воздействия.

Однако, как показывает практика, основные усилия необходимо сосредотачивать на работе с курсантами первого курса и курсантами имеющими недостатки в учебе, службе и дисциплине.

4. Обучение практике индивидуальной работы младших командиров (командиров отделений, заместителей командиров взводов).

Обучение младших командиров практике индивидуальной работы организуется командирами подразделений и преподавателями кураторами.

С этой целью проводятся специальные занятия (семинары, практические занятия), индивидуальные собеседования, обмен опытом работы с подчиненными, пропаганда передового опыта.

5. Обучение практике индивидуальной работы курсантов, как будущих офицеров. Эта задача решается в ходе образовательной деятельности при изучении дисциплин кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в ходе работы с личным составом, при проведении воспитательных мероприятий в подразделениях, а также в ходе войсковой практики и стажировки в войсках.

6. Изучение состояния индивидуальной работы в подразделениях и на кафедрах, анализ и контроль за ее организацией и деятельностью всех должностных лиц со стороны вышестоящих командиров и начальников.

7. Использование в индивидуальной работе разнообразных методов, средств и форм.

К методам индивидуальной работы относятся все методы психолого-педагогического изучения личности, её воспитания и перевоспитания, применительно к конкретному курсанту военного вуза.

Индивидуальная работа начинается с изучения индивидуальных особенностей личности курсанта с использованием различных методов.

Методами изучения личности, широко применяемыми в практике индивидуальной работы, являются:

- психолого-педагогическое наблюдение;

- индивидуальная познавательная беседа;

- психолого-педагогический эксперимент (естественный и искусственный – лабораторный);

- обобщение независимых характеристик;

- изучение документов и педагогической документации;

- письменные связи с родителями и трудовыми (учебными) коллективами;

- тестирование, анкетирование;

- социометрическое описание группы (отделения, взвода).

Основными формами индивидуальной работы являются:

Индивидуальные психолого-педагогические беседы. В данном случае индивидуальная беседа выступает как форма индивидуальной работы и решает цели и задачи по воспитанию и перевоспитанию конкретного курсанта.

Основное назначение индивидуальной беседы – воздействовать на сознание и чувства курсантов. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности.

Индивидуальные задания и поручения. Суть этой формы состоит в умении командира увидеть в человеке положительное качество и использовать его для воспитания курсанта.

Виды индивидуальных заданий разнообразны:

а) учебные задания;

б) служебные задания;

в) общественные поручения.

Индивидуальная помощь подчиненному.Эффективность индивидуальной помощи заключается в ее конкретности, в строгом учете особенностей личности. Виды помощи могут быть различны:

- помощь в подготовке к занятиям, в выполнении функциональных обязанностей;

- повседневное внимание подчиненному;

- помощь в воспитании определенных черт характера выработке привычек правильного поведения.

Действенность этой формы индивидуальной работы зависит от доброжелательности, чуткости искренности, уважения офицером своего подчиненного

Забота о подчиненном. Проявляя заботу о подчиненном, об удовлетворении его нужд и потребностей офицер не только выполняет свою служебную обязанность, но и завоевывает расположенность на уважение подчиненного, получает возможность активнее и эффективнее влиять на курсанта.

Индивидуальный контроль за выполнением присяги, уставов, наставлений, приказов, распоряжений и поручений командиров и начальников.

Почему необходим индивидуальный контроль? Да потому что в зависимости от воспитанности один курсант все требования выполняет добросовестно, другой – не добросовестно.

Критика – мощное средство индивидуальной работы. Чтобы критика была наиболее действенной и результативной необходимо выполнить следующие условия:

- критика должна быть конкретной; критиковать надо за конкретные недостатки в поведении курсанта;

- критика должна быть справедливой;

- критика должна быть своевременной, не следует использовать для критики старые факты;

- критика должна быть доброжелательной.

Рассмотрев сущность, содержание, задачи, организацию, а также методы и формы индивидуальной работы, следует отметить, что главное в индивидуальной работе – проецирование личности курсанта на содержание его повседневной деятельности, учебы и воинскую жизнь в целом.

Для качественного проведения индивидуальной работы необходимо как можно полнее изучить психологические особенности каждого курсанта, определить своеобразие психических процессов, состояний и свойств его личности.

Особое внимание в ходе индивидуальной работы преподавателей и командиров подразделений необходимо уделять изучению и формированию у курсантов психических свойств его личности темперамента, способностей, направленности и характера.

Необходимо отметить, что исследования, посвященные различным аспектам работы с личным составом, в том числе индивидуальной, чрезвычайно обширны и многообразны, однако с выходом новых руководящих документов по организации образовательного процесса в военном вузе появилась необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Список использованных источников.

1. Военная педагогика: учебник для вузов [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер. 2014.

2. Воспитательная работа в Вооруженных силах Российской Федерации: учеб. пособие [Текст] / под общ. ред. Н.И. Резника. – М., 2005.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер. 2005.

4. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации [Текст]. – М.: Военное издательство, 2017.

5. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 [Текст] / Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции»: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670.

6. Практикум по воспитательной работе в подразделениях материально-технического обеспечения. Учебно-методическое пособие [Текст]. – Вольск: ВВИТ, 2011.

7. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / под ред. А.Г. Маклакова. – СПб., 2007.

8. Психология личности военнослужащего: учеб. пособие [Текст]. – Вольск, 2007.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 [Текст].

10. Алёхин, И.А. и др. Психология и педагогика: электронный учебник [Электронный ресурс] / И.А. Алехин, [и др.]. – М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, 2016 / – Режим доступа: http://10.32.32.13/ru-RU/Search/ShowEX?id=n884261, свободный. – Загл. с экрана.

11. Шестериков, А.В.; Хациева, И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива: электрон. учеб. пособ. [Электронный ресурс] / А.В. Шестериков, И.А. Хациева. – Вольск: ВВИМО, 2016. – 1100Мб. – 1CD-R. – Загл. с экрана. – Инв. № 201623.

Просмотров работы: 59