Во время обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет изучения и усвоения, а когда это действие утрачивает значение предмета усвоения то начинает выполняться техническая (исполнительская) функция письма и в целом письменной речи. Учащимися достаточно быстро, легко и качественно совершается процесс воспроизведения букв, без каких-либо напряжений. Именно это позволяет сосредоточить внимание на других аспектах письма: умений точно и правильно выражать свои мысли письменно.
В формировании навыка выделяют основные три этапа.
Первый этап – аналитический - это вычленение и овладение отдельными элементами действия, освоения содержания.
Второй этап – синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап – автоматизация – фактическое образование навыка как действия, характеризующегося высокой степенью понимания и отсутствием поэлементной сознательной регуляции. Главными чертами автоматизации являются быстрота, неторопливость, легкость выполнения. Но быстрота является естественным результатом движений, и неторопливость, возникающая как результат формирования навыка. Если говорить о сформировании навыка, то чаще всего имеют ввиду основное – это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Именно без упражнений и повторений навык сформировать нельзя, но упражнение эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а два первых этапа – это не механические упражнения, а осознанная действительность.
Первый этап формирования навыка имеет сложную структуру и особенность, отличающую его от следующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен понимать не только, «что он должен сделать», но и «как сделать правильно» в соответствии с нужными требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности (хотим мы этого или не хотим, требуем ли уже сейчас, на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно) невозможно. Закономерность начального этапа – внимание к графике (это контроль, сравнение) и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе. А специфика временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разделяется на отдельные этапы: время движения и паузу перед этим движением, нужную для осознания последующего движения. Это подтвердил эксперимент, проведенный психологами и физиологами, и специальная запись движений (с помощью шариковой ручки, на стержне которой находились специальные датчики) у первоклассников разного возраста. При этом они не только получили наглядную схему и структуру движений, но и смогли определить время паузы на различных этапах формирования навыка. Как показали расчеты, на начальном этапе время движения равно времени паузы, то есть на определение стратегии последующего действия нужно такое же время, как и на выполнение самого движения.
Отсюда следует, почему так медленно и так усиленно пишут дети, вот почему их нельзя торопить (ведь им нужно осознанно определить «что и как»), вот почему так важно сформировать разумный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы». Зрительно-двигательный образ буквы– это представление о законченном движении руки при воспроизведении на бумаге буквы, осуществляющееся на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов. Двигательные элементы представляют собой условно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма нужных зрительных элементов, а с другой – закономерности размеренного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Зрительные элементы – законченности рисунка, на которые она закономерно разделяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко, соотносятся с определенными формами: прямая линия, овал, полуовал, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, плавная линия, линия с четвертным овалом.
Существующая методика обучения фактически является преобразованием, так называемого копировального метода обучения, при котором основное внимание уделяется «объединению по уже написанному» или «по трафарету». Безусловно, копирование может использоваться как один из элементов обучения, но на более поздних этапах и скорее не для обучения буквам, а для улучшения почерка, если такая задача необходима. Специальные исследования психологов и физиологов доказали, что при механическом копировании ребенку необходимо для формирования навыка много времени, но как только мы лишаем ученика трафарета, он теряется, и все приходится начинать сначала.
Учитель недостаточно объясняет, что и как делается, а ученик с трудом понимает, что такое строка и ее линии, как на строке необходимо расположить букву, где ее верх и низ. Самому ребенку, в меру его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном развитии понять, а тем более описать словами всю последовательность своих действий не только очень трудно, но и даже для большинства – практически невозможно.
Первым шагом в обучении является способность понять и различать элементы букв, понимание как, в какой последовательности их нужно на строке расположить.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Практически все дети 6-7 летнего возраста готовы к выделению отдельных символов и даже в объединению их в слова. Все, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга, требует объяснения и укрепления необходимого алгоритма действия. При этом линия движения должна соответствовать более простым и менее напряженным движениям. Такие движения при письме – это движение сверху внизу и справа налево. Для детей движения снизу вверх, круговые спиралеобразные снизу вверх, поворотные слева направо очень трудны для детей. Они вызывают у детей не только дополнительное мышечное напряжение, но и для успешного выполнения требуют прямого или вертикального положения руки, закрывают линию письма, ребенок низко наклоняет голову, сильно выдвигает правое плечо вперед, опирается грудью о край парты, т.е. искажает позу. Отсюда следует, что подобные движения должны быть полностью исключены, особенно для тех детей, у которых отмечается задержка в развитии моторики. Необходимо обратить внимание на очень важный фактор, который определяет успешность формирования навыка письма – наличие «обратной связи», то есть возможности оценки качества самого движения. В общем виде – это возможность определить «правильно» - «не правильно».
В существующей методике большая роль отводится кинетическому контролю и это объясняет широкое применение копирования, однако данные возрастной физиологии свидетельствуют о том, что в 6-7 летнем возрасте, когда идет самый интенсивный процесс обучения, кинетический контроль еще не играет значимой роли в коррекции движений. Зрительный контроль в этом возрасте служит основным звеном коррекции при выполнении графических движений. И потому важно разобраться, какие же условия необходимы для эффективного контроля. Но прежде нам нужно решить один очень важный вопрос: как перед учеником сформулировать задачу действия: «напишите такую же букву». Так как фактически это совершенно разные задачи действия, то это очень существенно. Для того, чтобы выполнить первую задачу – необходимо «написать похожую букву», в которой будут все нужные элементы, но может не быть определенной наклона и ширины, и в этом случае могут не столь строго соблюдаться соотношения элементов. В том случае строка будет целью для коррекции, ее верхние и нижние ограничительные линии. Необходимо помнить: для того, чтобы выполнить второе задание и написать букву, по всем нормам соответствующим образцу, недостаточно только рабочей строки, необходима частая косая разлиновка. Когда будут цели для зрительной коррекции, тогда будет ясно, куда вести руку, куда повернуть, где закончить движение и тому подобное. Разлиновка, используемая в прописях сейчас, не только не помогает зрительной коррекции, но и мешает ей. Частая косая разлиновка является дополнительной нагрузкой на зрение.
Методисты М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова и другие, считают, что, во-первых, есть смысл не придерживаться требований к каллиграфии, ведь в итоге правильный и красивый почерк будет лишь у единиц, а остальные зря тратят время и силы. Во-вторых, усилить элемент сознательности в осуществлении движений. Мы согласны с М.М.Безруких и Т.Е. Хохловой, что письмо, как и чтение, должно и может быть сформировано лишь как самостоятельное сознательное действие.
Формирование «технического навыка» на этапах обучения можно выделить только условно, ведь одновременно идет еще и формирование многих других сложных задач. Можно сказать, что ребенок на начальных этапах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.
Важно чисто технически научить на этом этапе видеть строку, ее середину, определять расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и изображать в ней букву.
Опираясь на особенности начального этапа формирования навыка письма, следует вывод, что не нужно формировать скорость и темп письма. При анализе механограмм, психологами, было установлено, что в течение первого года обучения у шестилетних детей при настоянии «пиши быстрее» быстрота движения не увеличивается, а лишь уменьшается время, которое нужно для понимания движения, фиксировании его и именно формирование навыка письма.
Существует звуковой (или звукобуквенный) анализ, который считается главным элементом обучения. Осознанно осуществляется процесс звукового анализа, выделение фонем и перевод их в графемы. Если не уделять на этом этапе достаточного внимания звукобуквенному анализу, или для проведения этой работы не дать ребенку достаточно времени, то успешного формирования навыка не будет, а закрепиться могут недостатки и их достаточно трудно будет устранить. Дети, которые имеют фонетико-фонематическую недостаточность должны получать больше внимания, поскольку на следующих этапах именно этот процесс уходит из-под контроля, и сам ребенок уже не в силах фиксировать внимание на данном процессе, и в случае каких-либо затруднений выступает вновь на первый план, что не позволяет протекать формированию навыка.
Первый этап обучения (практически, букварный период) может намного затягиваться, удлиняться, но это лишь в том случае, если методика обучения не соответствует возрастным особенностям ребенка и всем закономерностям формирования навыка.
Особенности и длительности второго и третьего этапов обучения в большинстве случаев определяется тем, насколько благополучно было формирование навыка на первом этапе. Принято считать, что формирование навыка завершается лишь к 10-11 годам, именно тогда, когда почерк становится стабильным, увеличение скорости не будет искажать почерк, а то и вовсе, не приведут к его изменению или нарушению. В процессе формирования письма меняется психофизиологическая структура самого процесса. Теперь выделение отдельных звуков, программирование предстоящего движения, перевод фонем в графемы, осознание его структуры и последовательности не занимает столько времени, сколько нужно было на первом этапе. Теперь к концу первого года скорость письма у детей увеличивается: у шестилетних детей до 10-12 знаков в минуту, а у семилетних детей 12-16 знаков.
Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Мы уделили так много внимания всем компонентам «техники» осуществления письма не случайно. Первый этап формирования навыка определяет успешность формирования всего навыка; на втором, а тем более на третьем этапах, когда ребенок будет легко «схватывать» не только слово, а фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль, все, кроме этой мысли, должны уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет не то письмо, о котором мы говорим, и психофизиологическую структуру которого разбирали так подробно. Это будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности. Но овладеть письменной речью ребенок сможет «только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идей и техникой записи» - писал известный советский психолог Л. С. Выготский. Однако это вовсе не значит, что развитие письменной речи ребенка должно начинаться после того, как он освоит технику письма, эти процессы должны идти параллельно.