В педагогическом процессе игра выступает не только своей природной стороной как собственная, часто очень самобытная деятельность ребенка, но и как явление педагогическое, то есть как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения отдельного индивида в коллективе сверстников и так далее. Самоценность игровой деятельности, как известно, означает, что она интересует играющих в силу привлекательности самого процесса деятельности.
Современная школа нацелена на индивидуальный, личностный подход к каждому ребенку. Если учесть, что многие современные дети зачастую обезоруживают нас убогостью своих интересов, стремлениями к достижению примитивных источников удовольствий, отчужденностью от окружающих их людей, агрессивностью, жестокостью, цинизмом, то станет понятной роль взрослого и в играх тоже .
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи.
С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления».
По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка. Поэтому на уроках русского языка так важно включать игры, чтобы дети легче усваивали сложный материал.
Приведем некоторые примеры игр, которые можно провести на уроках в начальной школе.
Первая игра, играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
лкеа |
говснеик |
зомро |
елка |
снеговик |
мороз |
Вторая игра: Игра «Сбежавший медведь»
Задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Необходимо дополнить рассказ, из которого «сбежал» волк.
«Посмотрите на листочек с заданием. Видите рассказ с пропусками. Это рассказ о волке, но сам волк из сбежал из рассказа. Пожалуйста, верните слово «волк» в предложения, заменяя окончания по вопросам».
Задание:
«Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...»
Третья игра подойдет для детей 1 класса при изучении гласной буквы «О». Игра «Кто придумает больше слов со звуком [о]».
Цель: повторить и закрепить звук [о], обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Примерные слова учащихся: окно, пол, потолок, хорошо, обувь, молоко, колхоз, дом, ворона, воробей и другие.
1.На воротах – сорока,
На заборе – ворона,
На дороге – воробей.
2. Дождик, дождик, кап- кап- кап.
Ты не капай сильно так –
мокрые дорожки
где ж мои галоши?
3. Хорош пирожок-
внутри творожок
4. У Егора огород.
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры-
там на грядках помидоры.
Таким образом, мы установили, что игровой метод включения школьника в учебную деятельность дает возможность учителю реализовать на практике призыв известного педагога В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Можно сделать вывод о том, что,игровая деятельность дает возможность младшему школьнику приобрести опыт человеческих взаимоотношений и опыт коллективной деятельности. Игры несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи, распределение обязанностей (ролей), обмен способами деятельности и взаимопомощь, контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего самими участниками игры.
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ
Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности. / З.З. Абдульменова.// Начальная школа, 2003.-№11.-С.29-31
Агаркова, Н.С Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина / Н.С. Агаркова, Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. - 318с.
Бёрн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э.Бёрн. - Лениздат, 1992. –145 с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский: Вопросы психологии. – М.: Просвещение ,1966.- 541с.
Горецкий, В.Г. Русская азбука: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы./, В.Г., Кирюшкин, В.А., Шанько, А.Ф., Берестов. В.Д. – М.:Просвещение, 2001.- 40с.
Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению/ Н.Н. Максимук: Пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО,2006.- 128 с.