Принятие эффективных решений в сфере развития региональной торговой сети возможно при её системном анализе и оценке платёжеспособности, прогнозе финансового состояния. В этом и выражается актуальность темы данной работы, так как устойчивое финансовое состояние торговой сети определяет жизнеспособность и конкурентоспособность предприятия [1, с. 560].
Необходимо отметить, что разработкой методических основ анализа эффективности деятельности предприятий на рынке занимались такие ученые, как Барнгольц С.Б., Ефимова О.В., Шеремет А.Д., Хорин С.К., Сайфулин Р.С., Ковалёв В.В. и другие учёные. Кроме отмеченных теоретических разработок, уже востребованных практикой, следует выделить работы таких учёных как Браун М., Нидиз Б., Андерсон X. и др.
В настоящее время финансовое планирование и прогнозирование на предприятии заключается в управлении процессами создания, использования, распределения и перераспределения денежных ресурсов. Общая стратегия развития бизнеса должна найти чёткое отражение в детализированном планировании и прогнозировании финансов, которое помимо формирования определенных целей и методов, позволяет свести к минимуму факторы неопределенности рыночной среды и их отрицательное влияние на функционирование предприятия в целом [1, с. 561].
Прогнозирование предполагает определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Состав показателей прогноза (факторных и результативных признаков) может значительно отличаться. Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей [2, с. 37].
Факторный анализ в литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц.
Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч. Спирмен, Л. Терстоун и Р. Кеттел. Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.
Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. По сути, факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
В целях исследования авторами была проведена диагностика развития региональной торговой сети на примере АО Продукты «Торговая Лига» и построение прогноза её развития с использованием корреляционно-регрессионного анализа и нейросетевых технологий.
Основным видом деятельности АО Продукты «Торговая Лига» является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Это сеть региональных продовольственных магазинов, история которой уходит в далекое советское время. Данные магазины являлись основной базой продовольственного обеспечения центра текстильного кластеры – города Иваново и даже культура обслуживания в сети этих магазинов соответствовала особенностям фабричного региона [3, с. 7]. Цены на продукты всегда соответствовали сегменту региона.
На разных этапах с 1972 года магазины этой сети претерпевали подъемы и взлеты, но всегда сохраняли приверженность товарам местных производителей. В 90-х годах стратегические позиции сети изменяются. С появлением федеральных торговых сетей постепенно сокращается торговый бизнес и региональные сети переходят на сдачу площадей магазинов в аренду. Численность персонала сети магазинов за последние годы значительно сократилась и по данным 2018 года составила 180 чел. Областной центр – г. Иваново, таким образом, теряет важный канал в обеспечении продажи товаров местных производителей. В этой связи возникает дилемма:
- с одной стороны, растет преимущество федеральных торговых сетей, имеющих крупные распределительные центры, что обеспечивает цены на продовольствие на доступном для населения уровне при сохранении высоких показателей рентабельности;
- с другой стороны, федеральные торговые сети не готовы брать на продажу местную продукцию, исходя из мизерных объемов и из-за отсутствия соответствующего маркетингового сопровождения.
Основной задачей в развитии продовольственных магазинов региональной сети «Магазины у дома», политикой региональных органов власти является обеспечение развития мелкой розницы. Речь идет об институциональном подходе, который позволяет рассматривать поведение множества институтов [4, с. 232].
Современными учеными представлены ряд методик развития региональной системы продовольственного обеспечения на потребительском рынке, одной из важных среди которых является оценка продовольственной безопасности [5, с. 101]. Не менее важной является методика оценки регионального потребительского рынка [6, с. 132].
В данной статье мы предлагаем использовать факторный анализ развития региональной торговой сети на примере АО Продукты «Торговая Лига» [7, с. 99].
С целью выявления количественных факторных признаков, влияющих на эффективность деятельности предприятия, нами был проведён финансового положения АО Продукты «Торговая Лига» за период 2012-2017гг. Динамика коэффициентов ликвидности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика коэффициентов ликвидности предприятия
На последний день анализируемого периода значение коэффициента текущей ликвидности (9,47) соответствует норме. За весь анализируемый период коэффициент вырос на 6,70. В течение всего рассматриваемого периода коэффициент текущей ликвидности в основном повышался. Коэффициент быстрой ликвидности также имеет значение, укладывающееся в норму (7,49). Это означает, что у АО Продукты «Торговая Лига» достаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства и погасить краткосрочную кредиторскую задолженность. В течение всего периода коэффициент быстрой ликвидности укладывался в нормативное значение. При норме >0,2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 6,98. При этом за весь анализируемый период коэффициент вырос на 5,91.
Основные финансовые результаты деятельности АО Продукты «Торговая Лига» за анализируемый период (с 31.12.2011 по 31.12.2017) приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Финансовые результаты деятельности организации
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- |
||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
тыс. руб. |
± % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. Выручка |
678 352 |
630 952 |
509 524 |
464 485 |
410 938 |
314 011 |
-364 341 |
-53,7 |
501 377 |
||
2. Расходы по обычным видам деятельности |
663 458 |
617 088 |
501 612 |
458 277 |
412 262 |
316 000 |
-347 458 |
-52,4 |
494 783 |
||
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
14 894 |
13 864 |
7 912 |
6 208 |
-1 324 |
-1 989 |
-16 883 |
↓ |
6 594 |
||
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
5 673 |
6 742 |
5 015 |
13 204 |
7 678 |
6 010 |
+337 |
+5,9 |
7 387 |
||
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
20 567 |
20 606 |
12 927 |
19 412 |
6 354 |
4 021 |
-16 546 |
-80,4 |
13 981 |
||
6. Проценты к уплате |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-4 159 |
-4 152 |
-2 617 |
-3 911 |
-1 284 |
-863 |
+3 296 |
↑ |
-2 831 |
||
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
16 408 |
16 454 |
10 310 |
15 501 |
5 070 |
3 158 |
-13 250 |
-80,8 |
11 150 |
Годовая выручка за 2017 год составила 314 011 тыс. руб. В течение анализируемого периода наблюдалось значительное снижение выручки – на 364 341 тыс. руб., или на 53,7%. Снижение выручки наблюдалось в течение всего периода. За 2017 убыток от продаж составил 1989 тыс. руб. Имело место очень сильное падение финансового результата от продаж за 6 лет – на 16 883 тыс. руб. [8, с. 87]
Проведённый комплексный анализ финансового состояния позволил сделать вывод, что исследуемая сеть в настоящее время в основном «выживает» за счёт доходов не от основного, а от дополнительных видов деятельности. Доходы по основному виду деятельности за исследуемый период (2012-2017гг.) сократились примерно в 2 раза. Дополнительные виды деятельности в основном представлены сдачей в аренду площадей, которые непосредственно не используются АО Продукты «Торговая Лига» для продажи товаров.
Список литературы
1. Фомина Н.В. Формирование концепции интерактивного маркетинга предприятий торговли. Перспективные научные исследования и разработки в кооперативном секторе экономики. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений: в 2-х частях. 2015. С. 557-562.
2. Фомина Н.В. Интерактивный маркетинг предприятий торговли. Наука и практика . 2015.№3. С. 34-39.
3. Луховская О.К., Шарова Л.И., Ананьев М.А., Грузинцева Н.А. Концептуальные основы развития текстильных кластеров в условиях сохранения и воспроизводства культурного потенциала монопрофильных регионов // ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 2017. №1 (367). С 5-9.
4. Гурьева О.Ю. Корпоративная социальная ответственность как институт // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. № 9 (25). С. 230-235.
5. Ananiev M.A., Lukhovskaya O.K., Vasilchuk E.S. FOOD SUPPLY REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM OF THE CONSUMER MARKET IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY // Springer International Publishing AG 2017. Cham, Switzerland, 2017. С. 97-104.
6. Малова И.В., Методика оценки регионального потребительского рынка и ее апробация на примере Ивановской области//М: Экономика и предпринимательство, №11 (52), 2014-с. 130-136
7. Кочеткова Т.С. Диагностика и прогнозирование экономической устойчивости потребительского рынка Ивановской области. Наука и практика. 2016. № 2. С. 97-100.
8. Гурьева О.Ю. Концептуальные основы социального партнерства // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2013. № 5 (21). С. 83-90.