Современная методика преподавания русского языка в условиях обновления системы российского образования ориентируется как на сложившиеся традиции в процессе обучения, так и на лингвистические, этнолингвистические, психолингвистические, лингвометодические изыскания последних десятилетий ХХ века. Обновление методики преподавания русского языка обусловлено такими переменами, как внедрение в практику новых стандартов, уточнение и совершенствование содержания языкового образования, поликультурное языковое пространство, новые аспекты и технологии обучения, оценка качества лингвистического образования.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется личностно-ориентированным и коммуникативно-деятельностным подходами в обучении русскому языку. Личностно-ориентированный подход предполагает признание обучаемого как субъекта учебного процесса, развитие личности с индивидуальными особенностями, возможностями. Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения.
Познание системы языка и овладение нормами речевого поведения оказывается возможным на основе тексто-ориентированного характера обучения русскому языку, который теоретически был разработан еще в 60-70 годы ХХвека. Изучение языка на текстовой основе – это признание текста как важнейшей единицы в обучении русскому языку как неродному. На основе текста формируются языковая, лингвистическая, коммуникативная, культурологическая компетенции.
Современный период развития методики преподавания русского языка как неродного характеризуется особым интересом к диалогу языков и культур в содержании обучения, в рамках которого происходит обучение языку не только 7как средству общения, познания мира, но и как средству приобщения к национальным культурам, к духовным ценностям контактирующих народов. Диалог языков и культур отражается в современных учебниках и учебных пособиях по русскому языку, осуществляется при изучении разных разделов курса русского языка.
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка введен компетентностный подход. В связи с этим выделяются языковая, лингвистическая, речевая, коммуникативная и лингво-культурологическая (культуроведческая) компетенции. Введение компетенции и ее типов соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языком. Формирование коммуникативной компетенции является конечной целью обучения русскому языку.
Методика преподавания русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку. Таким образом, методика определяет цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык», изучает и описывает наиболее рациональные методы и приемы обучения русскому языку, исследует условия и пути усвоения учащимися знаний по русскому языку, овладения определенными умениями и навыками.
В зависимости от аудитории различают методику преподавания русского языка как родного (А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А.Ипполитова, А.Д. Дейкина и др.), неродного (Е.А. Быстрова, Л.З. Шакирова,Л.Г. Саяхова, К.З. Закриьянов, Г.А. Анисимов, Т.М. Балыхина и др.) ииностранного (В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, М.Н. Ватютнев, А.А.Акишина, Л.В. Московкин, Т.М. Балыхина и др.). Все три методики имеют точки соприкосновения и в то же время отличаются друг от друга.
В последние десятилетия в системе российского школьного образования стало актуальным преподавание русского языка в полиэтнической среде. В методической литературе встречаются такие термины, как «полиэтническаясреда», «многонациональная школа», «поликультурный класс», «иноязычнаяаудитория», «инокультурное пространство», русский язык как неродной», «обучение инофонов» и т.д. Современные методисты, таким образом, пытаются обозначить аудиторию, в которой ведется обучение русскому языку, если ондля учащихся является неродным. В связи с этим появилось понятие «этнометодика», «этнопедагогика». О некоторых аспектах преподавания русского языка в полиэтнической аудитории пишут известные лингвометодисты Т.М. Балыхина, Р.Б. Сабаткоев, И.П. Лысакова, Л.Г. Саяхова,А.Д. Дейкина, Е.А. Хамраева, Т.Б. Михеева и др. В качестве основных принципов обучения русскому языку как неродному они указывают:
1) принцип обязательной коммуникативной направленности обучения;
2) принцип единства приобретения знаний и формирования практического их использования (взаимосвязь языковой и речевой компетенций);
3) принцип учета особенностей родного языка учащихся;
4) принцип культуроведческой направленности обучения (воспитание межкультурной коммуникации);
5) принцип диалога культур;
6) принцип дифференцированного обучения.
В связи с этим подготовка учителей для современной полиэтнической школы приобретает особую важность, значимость и определенную
специфику, связанную с необходимостью учитывать этнопсихологические особенности детей мигрантов, оценивать их уровень владения русским языком не как носителями русского языка, а как иностранцами.
Список литературы
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: комммуникативно-деятельностный подход / Е.С.Антонова. –М.: КНОРУС, 2007. –С. 4-10.
2.Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие. / Т.М. Балыхина. –2-е изд., испр. –М.: РУДН, 2010. –С. 3-12.
3.Современные проблемы лингвистики и лингводидактики [Электронный ресурс].– М.: Прометей. 2011. –С. 5 -10.