РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Борисова К.О. 1, Чернобровкин В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях совершенствования системы образования, необходим поиск новых педагогических технологий и методик. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [5, с. 13]. Одной из важных задач в развитии дошкольного образования на ближайший период является внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе [6, с. 235].

Особыми детьми принято называть детей, чье развитие отличается от нормы. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, но сейчас картина изменилась, и начали появляться инклюзивные образовательные учреждения, где дети получают не только знания, но и помощь. Так, например, ряд проблем можно устранить или откорректировать с помощью песочной терапии.

Песочница отличный посредник между ребенком и взрослым. Если ребенок плохо говорит, или у него есть какие-либо осложнения с здоровьем, он не будет просто так идти на контакт, но с помощью песка это возможно. Вырисовывая на песке разные фигуры, углубляясь в мир фантазий у ребенка, начинает активно работать воображение. Он начинает расслабляться, а значит, и идти на контакт со взрослым [2, с. 21].

Песочная терапия и творчество хорошо дополняют друг друга, прежде всего из-за тесной взаимосвязи с мелкой моторикой. С ее помощью осуществляется активное развитие полушарий головного мозга. А дополняет все это – творчество, так как в дошкольном возрасте оно занимает одно из главных значений.

Представляемая терапия ставит идею о решении разного рода проблем через творчество, а значит, песочная терапия является эффективной коррекцией для детей с ограниченными возможностями, прежде всего, ввиду её доступности и безопасности, активизирующей способ самотерапии. Взаимодействуя с песком, ребенок развивает в себе творческий потенциал. Именно в песочнице идет проигрывание своих эмоций и чувств, которые так тяжело выражать в социуме детям с ограниченными возможностями. Благодаря созданию своего «песочного мира» ребенок получает опыт невербального общения с окружающим миром.

Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые этапы развития и повышает уверенность в себе.

Герберт Уэллс в работе «Игры на полу» описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом [3]. Это так вдохновило М. Лоуэнфелда поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это послужило основой для «техники построения мира» М. Ловенфельда. Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска. Она придавала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Работа в песочнице позволяет вернуться в детство, активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому прогрессу [4, с. 150].

Игры с песком являются одним из естественных способов активности детей с натуральным миром, что позволяет их использовать в рамках как коррекционных, так и обучающих занятиях.

Создавая песочные композиции, при этом сочиняя разные истории, ребенок познает жизненный опыт, правила окружающего мира в самой безопасной для него форме. Контакт дошкольника с песком гармонично влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, стимулирует нервные окончания пальцев и в, целом, улучшает самочувствие.

Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:

конструирование из песка;

изобразительная деятельность цветным песком;

нанесение узоров на песке;

рисование картин на песке;

изображение песочных композиций;

постановка сказок на песке.

Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями следующие аспекты:

мелкую моторику;

тактильно-кинестетическую чувствительность;

творческое воображение, любознательность;

мотивируют к проявлению творчества;

помогают побороть страх;

воспитывают у детей самоконтроль в поведении и эмоциях [1, с. 33].

Песочную терапию активно включают в занятия с детьми страдающими детским церебральным параличом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с легкой умственной отсталостью, с разными нарушениями речи. Минимальная коррекция должна содержать не меньше 6 занятий, по 25-30 минут. При использовании данной технологии имеет место ряд противопоказаний: наличие аллергии на пыль, бронхиальная астмаА так же кожные заболевания.

Критериями эффективного использования песочной терапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья являются:

выражение внезапного творчества и целостное развитие творческого потенциала;

концентрация внимания;

применение полученного опыта в ежедневных ситуациях;

развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации;

мотивация к занятиям;

речевое развитие (дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи воспитателей и педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи);

совершенствование коммуникативных навыков;

создание различных жизненных ситуаций, разбор смысла ситуаций и особенностей поведения в них, формирование представлений об окружающем мире;

выравнивание психоэмоционального состояния детей.

Для специалиста представленный материал, прежде всего, должен позволить:

Расширить возможности педагогической песочницы;

Привить детям желание решать познавательные задачи;

Перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

Решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

Вдохновить ребенка на создание в себе «творца».

Таким образом, песочная терапия является эффективным способом коррекции и развития творчества у дошкольника. Отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям и адаптации в социуме. Но простое чтение сказок не приводит к необходимым результатам. Песочная терапия является эффективной технологией, имеет специфические условия реализации. Специалисту необходимо быть подготовленным к ряду проблем, связанных с противопоказаниями к песочной терапии. Подобрать занятия и упражнения, которые должны соответствовать проблеме ребенка. Положительный опыт в использовании печной терапии может послужить средством оптимизации в решении исследуемой проблемы.

Список использованных источников:

1. Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.

2. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. Екатеринбург, 2002. 65 с.

3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. ТЦ Сфера, 2019. 64 с.

4. Тарарина Е. Песочнаятерапия:практическийстарт[Текст] / ЕленаТарарина. Москва: Вариант, 2017. 117 с.

5. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India. 2017. vol. 97. no. 5. Р. 171-185.

6. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В., Сунагатуллина И.И., Кувшинова И.А. Идеи развивающего обучения в системе современного дошкольного образования: историко-педагогический аспект // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 234-238.

Просмотров работы: 18