НЕОЛОГИЗМЫ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕОЛОГИЗМЫ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Овчинникова Л.Ю. 1
1отделение СПО филиала ТИУ в г.Сургуте
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Язык – живая открытая система, которая развивается, взаимодействуя с другими языками и даже языковыми группами. (Елена Ларина) Со временем может изменяться и смысл сказанного. Старые значения уходят, приходит новая интерпретация. Но при этом старое слово пишется и произносится так же, как и до момента изменений. Бывает и такое, что вводятся целые фразы, словосочетания, ранее нехарактерные для данного языка. Однако развитие экономики, промышленности, социальные нововведения требуют обозначения новых предметов и явлений, входящих в нашу жизнь. Соответственно, возникают неологизмы, примеры которых мы рассмотрим ниже.

Большое количество иноязычных слов пришло в русский язык за последнее время. Они проникают во все сферы жизни современного российского общества, входит в повседневный быт, заменяет русские привычные слова, включает в себя наименования, обозначающие понятия, прежде считавшиеся принадлежностью чуждого нам мира. Эти слова вошли в жизнь россиян вместе с понятиями, которые они обозначают. Теперь это и наша жизнь: казино, крупье, мафиози, мафия, бомонд, наркомания, бизнес, коррупция, рэкет, холдинг, ноу-хау, пиар и др.

Изучение заимствованной лексики в последние годы приобретает все большую актуальность из-за стремительного проникновения слов иноязычного происхождения в русскую речь. Большое влияние на их распространение оказывают следующие факторы:

Во-первых, - расширение межгосударственных контактов, в результате чего увеличивается поток информации.

Во-вторых, - всесторонние изменения в общественно-политической сфере страны, которые затронули все стороны жизни современной России.

В-третьих, - активизация процессов глобализации и интеграции в мировом экономическом пространстве, что обуславливает интернациональный характер многих понятий и терминов, активно функционирующих в указанной области.

Метод исследования - теоретические (анализ), эмпирические (наблюдение, сравнение).

Цель работы: Рассмотреть причины появления новых слов и определить значимость неологизмов в современном мире.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать основные понятия, изучить особенности происхождения и употребления неологизмов.

2. Выявить классификацию неологизмов.

3. Рассмотреть способы создание неологизмов.

Объектом исследования послужат новые слова и новые значения.

Предмет исследования: лексика русского языка, журналы и художественная литература, опубликованные в последний год.

Исследовательская работа включает в себя:

Введение

Неологизмы. Классификация неологизмов.

Способы создания неологизмов.

Неологизмы 21 века в разных сферах жизни.

Заключение

Приложение

Во введении рассматривается структура и содержание исследовательской работы на тему «Современные неологизмы».

В главе 1 «Неологизмы. Классификация неологизмов» отражены следующие вопросы: Что такое неологизмы? Могут ли они исчезать или устаревать? Какие виды неологизмов существует?

В главе 2 «Способы создания неологизмов» рассмотрены способы образования новых слов в русском языке. Большое количество новых слов приходят к нам при помощи заимствования из других языков.

В главе 3 «Неологизмы 21 века в разных сферах жизни» ознакомлены с неологизмами в разных видах деятельности, как, в быту, в экономике и в культуре.

В заключении выявлены уровни понимания значений исследуемых слов, классификацию неологизмов, рассмотрели способы создания неологизмов.

В приложении были показаны вопросы опроса и их результаты.

НЕОЛОГИЗМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Прежде чем приступить к теме надо понять, что же такое неологизмы.

НЕОЛОГИЗМ, -а, м. В языкознании: новое, слово или выражение, а также новое значение старого слова [2].

НЕОЛОГИЗМ (от греческого neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия (Энциклопедии «Русский язык»).

Неологизмом является слово до тех пор, пока ощущается свежим. Так, в свое время слово «космодром» было неологизмом. Сейчас это слово входит в лексический состав современного русского языка. А это, в свою очередь, говорит о том, что если понятие актуально и называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом.

В современном русском языке неологизмы делятся на языковые и авторские, или индивидуально-стилистические.

Однако если углубиться в классификацию новых слов, то среди языковых неологизмов можно выделить лексические и семантические.

К лексическим неологизмам относятся те слова, которые вновь образованы по имеющимся в языке моделям или заимствованы из других языков. НЕОЛОГИЗМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ- языковые неологизмы, возникающие:

1) из русских слов по продуктивным словообразовательным моделям: разработать - разработка, безысходный - безысходность;

2) путем заимствований: лимит, факс, ксерокс;

3) в результате заполнения словообразовательных гнезд по русским моделям: лимит - лимитировать - лимитирование; лимит - лимитчик - лимитчица; ксерокс - ксерокопировать - ксерокопия и т.п [2].

Семантические неологизмы – это ранее известные слова, которые в свете последних языковых изменений приобрели новые значения. Подобные процессы не редки для русского языка, поэтому мы встретили довольно много семантических неологизмов в рассматриваемых изданиях.

Неологизмы семантические-слова из активного словаря, у которых появляются новые значения: челнок в значении мелкий торговец, ввозящий товар из-за границы или вывозящий за границу [1].

Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа "прикреплены" к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами.

НЕОЛОГИЗМЫ АВТОРСКИЕ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ-новообразования, создаваемые поэтами, писателями, публицистами: кюхельбекерно (А. Пушкин), машинерия (В. Яхонтов). Подобные слова так и остаются неологизмами: они не переходят в активный словарь. Отдельные авторские образования с течением времени входят в активный словарь: головотяп (М. Салтыков-Щедрин), бездарь (И. Северянин) [3].

Окказионализмы (от латинского occasionalis – «случайный») – это авторские неологизмы, созданные по необычным моделям. Они не существуют вне конкретного контекста.

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ- (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры [1]. Окказионализмы, в отличие от неологизмов, факты речи, а не языка. Они свободно образуются в речи всякий раз, когда в них возникает необходимость. Окказионализмы создаются с нарушением законов общеязыкового словообразования и противоречат традиции и норме употребления. Но все же некоторые ученые не отделяют эти два понятия, и не признают разницы между окказионализмами и неологизмами.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ

В современном русском языке новые слова образуются или средствами самого русского языка, или с помощью заимствований (в результате международных контактов). В первом случае слова образуются из старых морфем, или посредством переосмысления старых слов. Во втором случае заимствованные слова перерабатываются в языковой системе русского языка.

Теперь наиболее подробно рассмотрим следующие способы:

Словообразовательная деривация — образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например, «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё», «молоткастый» (В. В. Маяковский) и др.

Словообразовательная деривация- образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник [4].

Семантическая деривация — развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным.

Семантическая деривация - это образование нового слова, происходящее в результате распада многозначного слова на омонимы, вытеснения старого значения новым или образования двух формально разных слов на основании одного этимона [В.В. Виноградов цит. по Апресян 1994: 187].

Заимствование слов из других языков.

В данной работе основное внимание будет уделено такому типу словообразование как заимствование. Заимствования бывают прямыми или опосредованными.

Заимствование - процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент (прежде всего, слово или полнозначная морфема); также сам такой иноязычный элемент. Заимствование – неотъемлемая составляющая процесса функционирования и исторического изменения языка, один из основных источников пополнения словарного запаса. Заимствованная лексика отражает факты этнических контактов, социальные, экономические и культурные связи между языковыми коллективами [1].

Примеров неологизмов, образованных путем заимствования достаточно одного слова из компьютерной области - чипсет. Это слово образовано от двух английских лексических единиц: chip - «чип, микросхема» и set - «набор», - и имеет значение «набор микросхем, используемых для производства платы.

3. НЕОЛОГИЗМЫ 21 ВЕКА В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ.

Все понятия были взяты из словаря неологизмов.

3.1. Неологизмы в сфере гастрономии и быта.

Ростер (от англ. roast — ‬поджаривать) — ‬жаровня, компактная электрическая печь для приготовления рыбы, мяса или овощей, а также горячих бутербродов или тостов, выпекания пирогов.

Шейкер (от англ. shake — ‬встряхивать, трясти) — ‬сосуд для приготовления коктейлей, в котором все компоненты коктейля хорошо встряхиваются и перемешиваются.

Ноуфрост (от англ. nofrost — ‬без замораживания) — ‬тип холодильного оборудования, не нуждающийся в механическом размораживании

Кофр (от фр. coffre — ‬сундук, ящик; лат. cophinus — ‬корзина, дорожная сумка; греч. κόφινος ‬- корзина) -‬сундук, чемодан или дорожная сумка с несколькими отделениями

3.2. Неологизмы в сфере экономики, торговли и производства:

Фьючерс (от англ. futures ‬- товары, закупаемые впрок) ‬вид сделки на фондовой или товарной бирже, проводимой на ещё не изготовленный товар.

Лизинг (от англ. leasing (to lease — ‬сдать в аренду)) — ‬вид долгосрочной аренды или кредитования техники, оборудования, товаров.

Фрахт (от нем. fracht‬ — перевозка груза) — ‬провозная плата за перевозку груза.

Хинтерланд (от нем. hinterland‬ — внутренний район страны) — ‬район, прилегающий к промышленному, торговому центру или порту

Картбланш (от фр. carteblanche ‬букв. белая/пустая карта, чистый бланк) ‬- неограниченные полномочия, предоставленные доверителем доверенному лицу при осуществлении деловой операции от имени доверителя.

3.3. Неологизмы в сфере культуры, искусства, театра, кино, индустрии развлечений:

Веб-райтер (от англ. web — паутина, writter — писатель, автор) — литератор, создающий свои произведения в всемирной компьютерной сети.

Дайджест (от англ. digest — резюме, краткое изложение) — 1) издание, содержащее краткое адаптированное изложение художественного произведения; 2) тип журнала, перепечатывающего материалы из других издаий в сокращенном виде.

Рейв (от англ. rave — бред) — современная танцевальная музыка в стиле «техно» с использованием световых эффектов.

Сейшен и Сейшн (от англ. session) — неофициальный концерт, музыкальная вечеринка для узкого круга людей; тусовка.

3.4. Неологизмы в спортивной сфере:

Кетч (от англ. catch) — профессиональная борьба, допускающая запрещённые приёмы.

Могул (по одной из версий, происходит от слова mugl — на венском диалекте немецкого языка, означающего небольшой холм) ‬- вид лыжного фристайла, состоящего в катании на горных лыжах по бугристому склону (по буграм, или могулам) и выполнении прыжков на трамплинах.

Цейтнот (от нем. zeit (цайт) ‬- время и not (нот) — ‬нужда) ‬- недостаток времени на обдумывание ходов в шахматной или шашечной партиях. Слово, ставшее больше употребительным в нейтральной речи в значении «очень сильно ощущаемый недостаток времени».

Заключение. Проводя исследование данной работы, мы выявили уровни понимания значений исследуемых слов, классификацию неологизмов, рассмотрели способы создания неологизмов.

Изучение путей образования и классификаций неологизмов даёт нам понимание истоков новой лексики и позволяет в дальнейшем более адекватно использовать её, воспринимать и оценивать. В работе отмечено, что неологизмы встречаются в самых различных областях человеческой деятельности и используются в той или иной мере в самых разных слоях лексики. Поэтому надо помнить, что новые слова, еще не освоенные языковым сознанием, но уже используемые в средствах массовой информации, зачастую требуют от воспринимающего субъекта особого отношения.

Для понимая на сколько новые неологизмы вошли в нашу жизнь или еще нет я провела опрос в социальной сети. Он показал, что пока еще люди не полностью представляют понятие новых неологизмов. В нем участвовало 35 человек. Результат опроса вышел таким, что 35% - ответили верно и смогли пояснить свой ответ,40% - ответили верно, но не смогли дать объяснение своим мыслям, а 25% людей не смогли ответить на вопрос.

Появление новых слов - активный процесс, и никакое исследование в этой области не может закрыть эту тему.

Литература

А.А. Брагина., неологизмы в русском языке. Пособие для студентов и учителей. М.: Просвещение, 1973.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC (27октября 2019г.)

https://www.syl.ru/article/96964/neologizmyi-primeryi-iz-jizni (27 октября 2019г.)

https://russkiiyazyk.ru/leksika/slovar-neologizmov.html#%D0%9D%D1%81%D0%B3%D0%B1] (28 октября 2019г.)

http://wordsonline.ru/lexis/neologisms.html (28 ноября 2019г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы, задаваемы людям в опросе

Знаете ли вы, что такое неологизмы?

Считаете ли вы слова бодишейминг, рейтинг, свайп имидж неологизмами?

Знаете ли вы значение таких слов:лайфхак, троллинг, фотобомбинг, ноуфрост, бодишейминг и фуди, если да, то поясните, что они обозначают.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Просмотров работы: 2262