Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам. Школа, выступающая трансфертом знаний, умений и навыков, утратила эффективность в информационном XXI веке. Изменение общей модели образования нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. [1] На смену знаниевой парадигме пришёл системно-деятельностный подход, который главным образом отражается в ликвидации изолированных от жизни научных понятий и внедрению в контекст обучения задач, направленных на решение жизненных вопросов. В Современных условиях данный подход эффективно реализуется в ходе организации проектной деятельности обучающихся.
Проектная деятельность не является принципиально новой дефиницией в педагогической деятельности. Идея проектной деятельности в мировом контексте родилась ещё в начале XX века, основоположниками которого являются американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. В Российском обучении проектный метод впервые получил отражение в работах русского педагога С.Т. Шацкого. Он считал, что эффективное обучение коррелирует непосредственно с самой жизнью. В процессе обучения учащийся должен овладеть не только знаниевым потенциалом, но и уметь применять его на практике. В 1906 году по его инициативе была организована школа - детский поселок «Сетлемент», в котором проектный метод стал основополагающим. Опыт работы С.Т. Шацкого был представлен на Всероссийском съезде учителей в 1907 году. [2] Квинтэссенция проектного метода заключается в развитии навыков с помощью реализации собственных проектов учащимися [3].
В современном образование проектный метод обучения находит широкое применение. В рамках образовательного проекта «Предуниверсарий», реализуемого в БГПУ им. М. Акмуллы с 2018 года на базе художественной гимназии-интерната им. К. Давлеткильдеева, рабочая команда студенческого научного общества (СНО) БГПУ им. М. Акмуллы проводит мастер – классы по организации проектной деятельности старшеклассников. Главной целью занятий является отработка техник создания проектов, применяя заложенный знаниевый потенциал. Проект всегда предполагает решение какой – либо проблемы в течение четко определенного времени с вытекающим из этого результатом. Правильное целеполагание – одно из важнейших умений при конструировании проекта. В ходе занятий у обучающиеся формируют опыт владения и применения техник систем постановки целей «SMART» и «TOTE», которые предполагают максимальную конкретизацию целей. Данные техники обучающийся с легкостью может применять в постановке любых жизненных задач. Доминирующей чертой проектного метода является полная вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. Обучающиеся обособлены в определенные подгруппы, в которых каждый субъект формирует собственные исследовательские и познавательные навыки. К тому же работа в группе способствует развитию коммуникативный умений обучающихся, выявлению профессиональных ориентиров личности, формированию стрессоустойчивости, самодисциплины. Для функционирования проекта необходимо изучить и продумать внешние и внутренние факторы среды проекта. В проектировании используется метод стратегического планирования - SWOT-анализ, который предполагает выявление сильных и слабых сторон проекта. Овладев данным методом обучающийся может применять его не только для создания собственного проекта, но и в качестве анализа какой- либо жизненной ситуации для эффективного решения. Защита полноценного проекта происходит в очной форме краткого изложения сути и целей проекта. Соответственно, обучающийся формирует основы публичного выступления. В целом все навыки, формирующиеся у обучающихся в ходе освоения проектной деятельности, направлены на применение их в обыденной, повседневной жизни для большей продуктивности.
На основе вышесказанного целесообразно сделать вывод о преимуществах проектной деятельности, так как проектирование позволяет обучающимся приобретать навыки, которые не достигаются при традиционном подходе к обучению. Целевой установкой проектной деятельности являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний. Для современно педагога организация проектной деятельности в образовании должна отождествлять прежде всего значимость и эффективность реализации Федеральный государственный образовательного стандарта . Проектная деятельность – панацея в обучении XXI века.
Список литературы:
Реализация ФГОС школьного образования: научно-исследовательская компетентность учителя современной школы [Текст] / Н.К. Нуриханова, Л.Ф. Султанова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – №2. – С.86-92.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования [Текст] / Дж. К. Джонсонс. – М.: Издательство «Академия», 1986. - 326 с.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н. В. Матяш. - М: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.