Краеведческая работа по биологии как условие развития исследовательских умений учащихся - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Краеведческая работа по биологии как условие развития исследовательских умений учащихся

Долгих Т.А. 1
1ФГБОУ ВО "ШГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению [1].

Вопросы краеведения, как важнейшее средство связи обучения биологии с жизнью, всегда занимали большое место в педагогике. Отражая объективное состояние краеведения в школах Российской Федерации, этот опыт касался главным образом вопросов организации и содержания внеклассной биолого-краеведческой работы.

В настоящее время существует и развивается целое направление в образовании – биолого-краеведческое, которое предполагает педагогически целенаправленное взаимодействие учителя с учащимися, посредством которого осуществляется процесс познания природы родного края, а также развиваются исследовательские умения.

Я считаю, что данная тема актуальна. Меня, как будущего учителя биологии, волнует нынешнее отношение к данному предмету, пугает снижение заинтересованности и снижение уровня знаний учащихся. Но в тоже время я вижу, что сейчас есть возможность дать детям нужные знания. И если правильно организовать обучение биологии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского метода обучения.

Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Краеведение – изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.).

Понятие «школьное краеведение» определяется как наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общих краеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя [2].

Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя, исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми, учитель обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя – верный путь к научно-исследовательской деятельности. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках и постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В процессе краеведческой работы учащиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа[3].

Краеведческая работа в школе проводится в разных формах: 1) на уроках по различным учебным дисциплинам; 2) на факультативных занятиях; 3) во внеклассной и внешкольной работе; 4) как самостоятельный интегрированный курс.

Одна из главных особенностей краеведческой работы в школе состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с доступными методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания. Исследование помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников [3].

Способы краеведческой работы по биологии:

1. Коллекционирование растений.

2. Коллекционирование животных, работа с коллекциями.

3. Проведение наблюдений.

4. Работа с источниками информации.

Формы краеведческой работы:

1. Урок

2. Биологические экскурсии

3. Внеклассное мероприятие

4. Летние задания

5. Домашние задания также могут помочь учащимся развить свои исследовательские умения.

6. Факультатив (или кружок)

7. Элективный курс

Таким образом, если правильно организовать обучение биологии в школе, включая в уроки и внеклассное обучение использование краеведческой работы по биологии, то можно добиться успехов в развитии исследовательских умений учащихся, которые пригодятся им и по окончании школы.

Литература:

1. Алямшина, Н. Х. Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования [Текст] / Н. Х. Алямшина, Е. В. Рубина // Молодой ученый : электрон. науч. журн. – 2019. – № 4 (242). – С. 370-372.

2. Ефимова, Т. М. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках биологии с включением биологического эксперимента [Текст] / Т. М. Ефимова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 20-24.

3. Запольских, А. А. Развиваем исследовательские умения [Текст] / А. А. Запольских // Биология. – 2017. – № 5/6. – С. 54-55.

Просмотров работы: 99