Сравнительная характеристика сквозных образов-персонажей в рассказах В.В. Драгунского и Н.Н. Носова - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сравнительная характеристика сквозных образов-персонажей в рассказах В.В. Драгунского и Н.Н. Носова

Маслова Татьяна Сергеевна 1, Бенеш Наталья Ивановна 1
1ВКГУ им.С.Аманжолова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В художественной литературе для детей значительное место занимает рассказ, начало которому было положено А.П. Чеховым. С тех пор рассказ для детей получил широкое развитие и популярность. Можно говорить о дидактическом, юмористическом, научно-познавательном, историческом рассказе. Мы остановимся на юмористическом рассказе, получившем большую популярность у детей. Произошло это благодаря главному герою этих рассказов, который близок и понятен ребенку как двадцатого, так и двадцать первого века. Особое место среди героев рассказов для детей занимают образы-персонажи, созданные такими корифеями детской литературы, как Н.Н. Носов и В.Ю. Драгунский. Попробуем внимательно рассмотреть образы сквозных героев этих авторов, найти общее и особенное, и, таким образом, понять, что привлекает в них современно ребенка-читателя.

Прежде чем перейти к анализу образов героев Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского, обратимся к трактовке понятия «образ-персонаж» в детской литературе, выявим особенности создания образа-персонажа в рассказах для детей.

Изучив данное понятие на основе трактовок, предложенных в литературоведческих словарях и справочниках, мы пришли к выводу о том, что понятие «образ» в русской литературе имеет несколько различных толкований. Общеизвестно, что в принципе всё литературное искусство образно. Мир, создаваемый автором в произведении, существует лишь в его воображении, а затем образ мира передаётся читателю через текст. Если говорить о языковом уровнепроизведения, то образ здесь идентичен понятию "троп". В таком случае зачастую речь идет о метафоре, гиперболе, сопоставлении, т.е. о средствах выразительности языка. Мы попытались разобраться, как выстраивается целостный образ произведения. В результате изучения литературоведческого материала, мы определили своеобразную систему слоёв. Где самый первый слой – это детали, на которых выстраивается образ всего произведения. Из деталей вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений – того, на чём, собственно, и строится динамичная сторона сюжета. Третий слой — это образы характеров и обстоятельств, т.е. герои, обнаруживающие себя в конфликтах.

Для дальнейшего исследования героев и их характеристик необходимо выделить понятийный аппарат. Образ — это художественная категория, которая порой «кочует» из произведения в произведение. Иногдавместо понятия "образ" употребляется понятие "персонаж", что в корне неверно. Понятие "персонаж" более обширное, чем понятие "образ". Персонаж — это любое действующее лицо произведения, совершенно неважно главное оно или второстепенное. Персонажем может быть случайный прохожий, подавший герою упавшую шляпу, но, при этом, у этого персонажа совершенно отсутствуют любые образные характеристики [1, с. 6]. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение образа-персонажа. Образ-персонаж – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Затем, проанализировав различную литературу, мы выявили следующие приёмы создания образов: внешние черты (портрет), психологический анализ, характер персонажа, характеристика героя другими действующими лицами и прямая характеристика автора [1, с. 12].

Невозможно говорить о специфике детской литературы, не связывая её с героями детских произведений. Поскольку все они написаны для детей, рассказывают о мире, в котором живёт маленький читатель, то и героями становятся близкие для ребёнка образы – те же дети. Яркие образы героев-сверстников появляются в коротких юмористических рассказах, стихотворениях, повестях. Ведь кто сможет донести до юного читателя весь образ литературного произведения, как его сверстник? Юные герои, а с ними и читатели, активно осваивают окружающую действительность, попадают в неожиданные и смешные ситуации, а сюжеты с их участием становятся динамичными и увлекательными.

Авторская литература для детей зачастую заимствует систему образов из фольклорных произведений, что логично, ведь до появления детской литературы именно произведения фольклора включались в круг детского чтения. Это означает, что герои нередко резко противопоставлены друг другу – «положительный герой – отрицательный герой». В таком случае в основу сюжета становится борьба двух начал, которая традиционно заканчивается победой светлой стороны. Еще одна, немаловажная черта детской литературы – объединение образов героя и повествователя. Многие исследователи отмечают особую роль рассказчика в произведениях для детей. К примеру, Л.Н. Колесова, автор собственных курсов по истории детской литературы, в своей статье приходит к такому умозаключению: «в детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой» герой становится повествователем, рассказчиком». [2, с. 12]. Действительно, в детской литературе довольно часто повествование ведётся от первого лица. И для этого существует ряд причин: во-первых, оно становится своеобразным способом характеристики: герой раскрывается непосредственно, выражает свое отношение к происходящему и к другим героям напрямую, а во-вторых, повествование от первого лица - это не только способ характеристики героя, но и способ отображения действительности: читатель видит мир глазами ребенка, переживает вместе с ним все приключения. Поэтому реальность в детской литературе предстаёт для взрослого читателя совершенно иной, чем он привык её видеть. Но для юного читателя всё на своих местах. Всё, что для взрослого кажется странным и нелогичным, для ребёнка вполне естественно. В этом и предназначение детской литературы – возможность показать юному читателю совершенно разные ситуации, подтолкнуть его к размышлениям «что такое хорошо и что такое плохо», не навязывая ему точку зрения взрослого и избавляя от назидательности.

Обратимся к образамсквозных героев, созданных для маленьких читателей Н. Носовым и В. Драгунским. Их герои, Дениска и Мишка, представляют для нас особый интерес, потому что они близки каждому ребёнку. Несмотря на то, что рассказы были написаны в прошлом столетии, мальчишки В. Драгунского и Н. Носова не теряют своей популярности и сегодня. Каждый первоклассник знает, как не нужно варить кашу («Мишкина каша») и какая буква оказалась заколдованной («Заколдованная буква»).

«Денискины рассказы» - цикл рассказов, написанный В.Ю Драгунским про приключения любознательного дошкольника, а затем и школьника Дениски Кораблёва. Интересный факт - прототипом главного героя стал сын писателя – Денис Драгунский (впоследствии известный журналист и драматург). Наблюдая за поведением своего сына, автор написал множество юмористических рассказов, так полюбившихся и взрослым, и детям. Как писал Юрий Нагибин в юбилейном очерке о В.Ю. Драгунском, «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства» [3, с. 102].

Денис Кораблёв - сквозной герой рассказов Виктора Драгунского. Автор на протяжении всех рассказов даёт достаточно подробную характеристику своему герою (в отличие от героя Н.Н. Носова). На момент публикации первых историй, например, «Англичанин Павля», Дениске ещё только восемь лет, и он, собирается идти во второй класс. Семья Кораблёвых состоит из трёх человек – мама, папа и сам Дениска. Денис является единственным ребёнком своих родителей до момента действия рассказа «Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)», в котором у него появляется младшая сестра. Что интересно, в разных рассказахупоминается разные места проживания мальчишки: то он живёт на Каретном Ряду («Приключение»), то неподалёку от Цирка («Не хужевас,цирковых»), то в Трёхпрудном переулке («На Садовой большое движение») [4, с. 287, с. 198, с. 224].

Прочитав сборник рассказов В.В. Драгунского, мы берёмся утверждать, что все рассказы о Дениске Кораблёве – это история познавания ребенком мира, своеобразный «дневник наблюдений». Повествование во всех рассказах ведётся от лица Дениски. В каждой истории мальчишка узнаёт и открывает для себя что-то субъективно новое, а вместе с ним и юный читатель. Различные приключения сопровождают маленького героя и дома, и в школе. Из рассказа «Слава Ивана Козловского» мы узнаем, что Дениска прилежный ученик, но прилежный в сугубо его, Денискином понимании. Например, на уроках музыки он любит петь, но считает, что петь нужно как можно громче, и искренне обижается когда его другу, Мишке, который пел по мнению Дениски ну очень тихо, поставили пятёрку, а ему, певшему так громко, что «чуть не лопнул» учитель поставил всего лишь тройку, и то «за прилежание» [4, с. 312].

В рассказе «Одна капля убивает лошадь» мы наблюдаем проявление заботы Дениски об отце, когда он специально убирает весь табак из папирос, чтобы больной отец не отравился никотиновым ядом. «Шутка ли – одна капля убивает лошадь!» [4, с. 13]. Обратим внимание, на то, что Дениска явно осознавал последствия своего поступка, но беспокойство за отца перевешивает страх наказания.

Герой очень ценит дружбу со своим одноклассником и товарищем Мишкой. В рассказе «Кот в сапогах» Дениска получил две книжки за лучший костюм, а Мишка, нарядившийся гномом, как и большинство ребят, остался не удел. Что интересно, Денискин товарищ совсем не показал своего расстройства в этой ситуацией, однако сам Дениска считал, что его друг тоже достоин подарка, ведь все остальные гномы, по его мнению, были «так себе» (но и сказал он это, чтобы утешить друга), а его гном был лучше всех [4, с. 20].

У мальчика очень богатая фантазия.То он мечтает покорить космос (Главные реки»), то уехать на целину («Надо иметь чувство юмора»), то просто прожить всю жизнь под кроватью («Двадцать лет под кроватью»).

Дениска обладает чувством юмора и умеет смеяться над собой. Так, в рассказе «Надо иметь чувство юмора», Денис сначала подшучивает над другом Мишкой и отцом, задав им задачку, ответ в которой достаточно нестандартен – вместо того, чтобы делить яблоки поровну, Дениска предлагает сварить из них компот. Этому его тётя Мила научила. Когда же отец, отметив его хитрость, задает сыну задачку про некоего мальчика, который очень неряшлив, Дениска принимает это на свой счёт, обижается и даже придумывает грандиозный план по освоению целины. Но когда отец находит его, то Дениска понимает, что задачка совсем не про него и очень даже смешная [4, с. 4].

Денис очень любит и ценит живую природу, поэтому обменял большой, красивый самосвал, который ему подарил папа перед отъездом, на крохотного светлячка. (Действие происходит в рассказе «Он живой и светится») [4, с. 1].

В большинстве рассказов мы видим Дениску как очень рассудительного и вежливого мальчика. Так, в рассказе «Ничего нельзя изменить» он недоумевает, почему же взрослые задают маленьким такие глупые вопросы о том, кем он хочет быть. Сам Дениска хочет заниматься спелеологией, но понимает, что для взрослого это будет явно очень скучно и, вздохнув, называет профессию мороженщика. И лицо взрослого, задавшего ему этот вопрос, тут же озаряется улыбкой. В этом рассказе мы видим отношение Дениски ко взрослым: он относится к ним с большим снисхождением. Здесь же можно проследить и отношение Дениски к родителям: «И я дам себе клятву, что потом, когда кончится этот ужас, я как-нибудь незаметно для папы поцелую маму, незаметно для мамы поцелую папу. Потому что я люблю их одинаково обоих, о-ди-на-ко-во!!» [4, с. 34].

Наблюдая Дениску на протяжении всех историй, мы обнаруживаем, что он довольно хитрый предприимчивый мальчик. Например, он предлагает маме, которая жалуется на горы посуды, мыть по одному прибору в день, а все будут есть из него по очереди («Хитрый способ»). А когда они с Мишкой опаздывают на урок, рассказывают такие разные истории о причине опоздания, что их хитрость сразу обнаруживается («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…»).

Сквозной герой В.В. Драгунского любит шалости, которые вовсе не злые. Как-то раз маляры оставили во дворе краску, Дениска взялся красить дверь подъезда, да так заинтересовался процессом, что покрасил свою подругу – Аленку, которая, впрочем, была этому только рада. Под шланг с краской попало и белье, висевшее рядом, и подъезд, и даже управдом Алексей Акимыч. Этот поступок кажется неправильным с точки зрения взрослых, но для ребенка, каким был Дениска, это лишь невинная шалость. С того времени Дениска начал ждать, когда же он наконец вырастет, чтобы стать самым настоящим маляром.

Не менее интересен другой герой рассказов для детей, созданный Н.Н. Носовым. Проанализировав различные источники, мы пришли к заключению, что Николай Николаевич Носов стал одним из первых детских писателей, кто обратился к изображению внутреннего мира самого обыкновенного ребенка в его повседневной жизни. В процессе анализа творчества писателя мы пришли к выводу, что многие исследователи отмечают небольшое число образов взрослых людей в рассказах Н.Н. Носова. Однако, мы понимаем, что они всегда где-то рядом с героями. Как правило, мнение взрослых, родителей или учителей, очень важно для героев Н.Н. Носова. Это мнение для маленьких героев – ориентир, а похвала взрослого становится высшей наградой. Изображая внутренний мир ребёнка, большое внимание автор уделяет эмоциям, которые испытывают юные герои. Что немаловажно, эти эмоции зачастую ярче и сильнее, чем у взрослых. Николай Николаевич создал узнаваемого всеми сквозного героя для своих произведений – Мишку Козлова. Активный, любознательный, безгранично уверенный в своих возможностях, фантазёр и неустанный выдумщик – всё это портрет Мишки. Читая рассказы, мы можем увидеть с какой любовью Н.Н. Носов создавал такого деятельностного, непоседливого подростка. Для Мишки - сквозного персонажа многих рассказов писателя, совершенно невыносимо бездействие, он всегда весь в движении, в деятельности - варит ли он кашу илииграет втелефон. Любые характеристики героя, прямые или косвенные, оказались здесь совершенно необязательными.На протяжении всего цикла рассказов до конца не ясно, в каком классе он учится, возраст и семья (в отличие от Дениски, о котором мы узнаём буквально всё). Он живет с родителями и щенком Дружком, которого невероятно любит. Это простая собака, абсолютно непородистая, но это неважно для Мишки даже если над ним будут смеяться, главное – он любит своего щенка, а щенок его [5, с. 54].

Характеры ребят автор раскрывает в лаконичных диалогах и комических ситуациях.Например, в популярном для детского чтения рассказе «Огородники», два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Когда наступило утро и все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, попутно посмеиваясь над товарищами, и вдруг понимают, что ночью они трудились на чужом участке. Этот рассказ является ярким примером того, что, несмотря на юмористический жанр, в рассказахН. Носова зачастую присутствует и воспитательное начало.

Мишка у Н.Н. Носова – это предельно уверенный в себе авантюрист, который ввязывается в приключения, иногда даже опасные, как в рассказе «Бенгальские огни». Мальчик так долго выбирал ёлку, что стемнело, они заблудились в лесу и вдобавок Мишка подвернул ногу. И когда все вроде благополучно закончилось, благодаря смекалке его друга (сам Мишка впал в уныние, как и во многих патовых ситуациях далее), дома ему пришлось отвечать за свое хвастовство: Мишка обещал классу сделать бенгальские огни, которые у него никак не получались и, в итоге, оказался в неловком положении перед одноклассниками. В рассказе «Автомобиль» Мишка постоянно путает названия частей машины. Чего бы не случилось с Дениской Кораблевым: он определил бы их, не задумываясь. Дальше по сюжету Мишку отличает удивительная жажда приключений. Это мы водим и данном рассказе: он подначивает друга прокатиться на бампере машины. Когда же Мишка увидел милиционера, то испугался и спрыгнул на мостовую, получив при этом незначительные травмы (Мишка на удивление удачливый ребёнок). В итоге мальчишки убежали и спаслись от наказания. Однако, мы замечаем, что герою Н. Носова присуще и наличие совестливости. Когда обнаружилось, что шофёру из-за проказ мальчишек выписали штраф, Мишка предложил написать письмо в милицию и признаться в содеянном [5, с. 176]. Получили ребята наказание или нет мы так и не узнаем. Но, гораздо важнее, что Мишка проявил себя как честный и умеющий отвечать за свои поступки герой, и, возможно, вынес из этого урок.

Ранее мы сделали вывод, что герой В.В. Драгунского отличается любовью к фантазированию, как в рассказе «Двадцать лет под кроватью». Не прочь пофантазировать и герой Н.Н. Носова Мишка, о чем мы узнаем из рассказа «Фантазеры», повествующего о том, как два мальчика стараются переплюнуть друг друга в своем вранье. Сначала для Мишки и его друга их фантазии простое развлечение. Главное - обойти в своих фантазия друга. Все изменяется после встречи с соседом Игорем, который оклеветал свою младшую сестру перед мамой. Мальчишки вдруг понимают, что есть фантазия, а есть враньё и между ними огромная разница. Урок они усвоили, когда успокаивали младшую сестру Игоря. Мишка, проявляя здесь добросердечность, отдаёт девочке единственное мороженое, выдумывая тут же, что «мы уже по десять порций съели сегодня» [5, с. 143]. Это говорит о том, что Мишка и его друг – внимательные добрые мальчики, способные ради благополучия других чем-то и пожертвовать (например, мороженым, которое они очень любят).

Мишка, как и Дениска, отличается любознательностью, которой нет предела. В рассказе «Телефон» он сначала разобрал телефон, потому что хотел знать, как он устроен. Когда в результате телефон оказался испорченным, Миша сделал из него электрический звонок, а затем из любопытства разобрал и батарею. Герой, от лица которого повествует автор, размышляет о том, почему Мишка такой несуразный, почему он постоянно всё ломает. Но в итоге так задумывается об этом, что тоже разбирает батарею, понимает, как она устроена и спокойно идёт спать [5, с. 41].

Анализируя образы Мишки и Дениски, мы пришли к выводу, что герои удивительно похожи, много общего у них. И это вполне объяснимо, ведь они оба мальчишки одного времени, одного поколения. И тем не менее, мы встретились с разными героями. Объясняется это тем, что, несмотря на схожесть, авторы представляют своих героев читательскому взору по-разному. Дениска в рассказах В. Драгунского - главный герой, рассказывающий читателю о своих приключениях. Автор сконцентрирован на Дениске, ставит его в разные ситуации. В рассказах Н. Носова главный герой – обычный мальчишка, но не всегда это сам Мишка. Он, зачастую, выступает участником событий и, по сути, главным зачинщиком. Благодаря тому, что повествование ведётся от разных лиц, мы видим события с разных сторон, через образы разных мальчишек. И сам Мишка раскрывается перед нами по-разному. Но есть у него главное, типичное качество, которое никогда не пропадает – «мальчишество». Мишка Н. Носова – это собирательный образ всех мальчишек того времени. Возможно поэтому во многих рассказах не упоминается имя героя, но по его повадкам мы догадываемся, что это Мишка. Но следует отметить и общее в подаче образа главного героя рассказов Н. Носова и В. Драгунского - оба героя взрослеют на протяжении всего повествования. Мы застаём их дошкольниками, учениками начальных классов и даже подростками. Для, с виду разных героев, характерны любознательность, смешливость, баловство, желание постоянно быть в движении. В результате и у Н. Носова, и у В. Драгунского создается типичный образ мальчика «на все времена». Дениска, по мере взросления, вполне возможно, станет таким, как Мишка, Витька и остальные мальчишки. Дениска Кораблёв, как, впрочем, и Мишка, со временем стал фигурой нарицательной, своеобразным символом детства для многих поколений читателей.

Список литературы:

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.

Колесова П.Л. Соотношение образа героя и рассказчика // Начальная школа – 1982 – № 6.– С. 12-14.

Алла Драгунская. О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей. – М.: «Химия и жизнь», 1999. – 175 с.

В.Ю Драгунский. Денискины рассказы. – Онлайн-библиотека «Pravmir.ru», 2012. – 312 с.

Н. Н. Носов. Сборник рассказов «Фантазёры». – М: Росмэн, 2009. – 197 с.

Просмотров работы: 402