Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе

Жилякова А.С. 1, Горожанкина А.А. 1
1СОФ НИУ"БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальных в теории и практике обучения. А в русле деятельностного подхода  познавательная активность является психологической основой обучения (Г. И.  Щукина, Т.И. Шамова).

«Современная ориентация образования - формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению. Предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых ученик может проявить интеллектуальную и познавательную активность, личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект учения».

Принцип познавательной активности рассматривался многими учеными. Исследователями Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, П.В. Пидкасистым, Т.И. Шамовой, Г.И.  Щукиной, и д.р описаны источники, уровни, признаки познавательной активности, средства активизации. Наряду с основными средствами  обозначены так называемые другие условия активизации, среди которых – средства обучения.

К средствам бучения русскому языку относятся: школьные учебники, учебные материалы (сборники упражнений, словари, справочники); средства (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой) наглядности, компьютерная техника.  Широкое применение последней требует от учителя и детей умения работать  с цифровыми образовательными ресурсами, обеспечивать компьютерную поддержку уроков, вести поиск информации, т.е. овладения ИКТ- компетентностью.

Однако в теории развитие познавательной активности  связывается, прежде всего с такими средствами активизации, как учебное содержание, методы, приемы, формы обучения. А средства обучения рассматриваются лишь как дополнительный фактор мотивации. Практико-ориентированный анализ показывает, что иногда учителя могут недооценивать роль средств обучения, не связывать выбор средств с целями обучения, преувеличивать роль средств обучения или использовать их не в системе.( Л.В. Занков)

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, - необходимое условие здорового современного общества.

Современные условия развития общества предполагают обращение к личности ученика, направление на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней личности. В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение  с использованием на уроках  русского языка современных средств обучения. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов. Положительно влияют на развитие творческих способностей, смекалки, находчивости, сообразительности.

Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления, а иногда и непосредственного, веселого смеха.

К современным средствам обучения, по мнению Г.И.  Щукиной относятся :

          - традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);

          - инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).

Использование информационных технологий на уроках русского языка, например, интерактивной доски, позволяет активизировать мышление, воображение, память, внимание, развивать познавательные интересы, речь, творческие способности. Опыт учителей показывает, что урок, проведенный с использованием мультимедиа, дает более качественные знания, чем обычный урок. На таком уроке дети проявляют большую активность, стремление к познанию нового, желание учиться. Информационные технологии позволяют учителю активизировать умственную работу учащихся, а школьник проявить свои творческие возможности

Интерактивная доска, современные мультимедийные системы помогает учителю на начальной ступени образования в реализации очень важного принципа дидактики – принципа наглядности. К.Д.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…».

Современный учитель понимает: невозможно интересно, результативно провести урок с опорой лишь на мел и доску. Сегодня педагог просто обязан овладеть интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребёнка – право на качественное образование.

Таким образом, необходимость и эффективность применения информационных технологий на уроках русского языка обосновывается не только целью повышения уровня мотивации ученья, совершенствованием навыков грамотного письма учащихся, но и психологической подготовкой подростка к полноценному существованию в современном «информационном» обществе.

Список литературы

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: 1986. – 246 с.

2. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии/ Г.Ю. Ксензова –М.: Педагогическое общество России, 2000.- 145 с.

3. Современные образовательные технологии в начальной школе: Учебник / Под. общ. ред. О.Н. Хижнякова- Ставрополь: Скипрко, 2006 г.-235с.

4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 /Под общ. ред. А.И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1974г.- 235с.

Просмотров работы: 1443