Задачи трудового воспитания детей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) представлены как формирование у них позитивных установок к различным видам труда [1]. Мы считаем, что установки как не осознанные состояния готовности (Д.Н.Узнадзе), появляются в раннем и дошкольном возрастах и перенимаются от родителей. Механизм появления установки на труд у дошкольника – подражание и совместное со взрослым систематическое участие в домашнем труде.
Почему труд именно в семье становится важным для формирования у детей позитивных установок? Потому что семья имеет решающее значение для развития ребенка [2]. Воздействия в семье соответствуют его природным склонностям (схожая наследственность), родители для детей – самые значимые люди, которым они подражают.
Как известно, цивилизация изменила труд людей: из физического, преимущественно мускульного, он стал умственным, (желательно) творческим. Родители детей старших дошкольников – «наши родители» – это дети начала 90-х годов, когда в стране происходила ломка социалистических ценностей. И, как водится, вместе «с водой выплеснули ребенка». В частности, труд был обесценен в прямом (не платили за честный труд) и ценностном смыслах (трудятся «лохи», большие деньги нельзя заработать честным трудом и т.п.). «Забыли» о том, что свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания его человеческого достоинства» (К.Д. Ушинский), а не только для карьеры и обогащения.
В связи с отсутствием культурной практики труда в детстве эти люди не смогли освоить все компоненты труда как деятельности. Это может проявляться по разному: любящие родители, считающие, что труд обременителен, все делают за ребенка: одевают, кормят, не дают ему самостоятельности. «Наработается, когда вырастет» - так рассуждают они. У других родителей не хватает терпения дождаться, пока ребенок сделает сам, у третьих – такта оценить результат… И самое главное: - они, не имевшие в детстве опыта культурных практик труда, не знают и не чувствуют, что от труда можно получать удовлетворение, удовольствие и высшие смыслы жизни.
Кроме того, объемы домашнего труда резко сократились. Родители в семье в основном отдыхают, расслабляются. В некоторых семьях наших воспитанников почти не готовят пищу; стирают и убирают в квартире машины; у детей нет возможности наблюдать домашний труд родителей и участвовать в нем. В этих условиях необходимо найти новые пути трудового воспитания в семье.
Итак, канал передачи детям отношения к труду как к семейной ценности и традиции не работает. Маловероятно, что в таких семьях возможно спонтанное (не осознаваемое родителями и детьми) появление позитивных установок к труду. Необходимо найти новые пути трудового воспитания в семье родителями, у которых не развиты некоторые элементы труда как общественно-полезной деятельности.
В настоящее время социальная ситуация в нашей стране и практике образования кардинально меняется [1; 3; 4]. ФГОС ДО ставит задачу формирования у детей позитивных установок к различным видам труда. В стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года прямо говорится, что за трудовое воспитание дошкольников ответственность перед государством несет семья ребенка [4].
Итак, у родителей современных дошкольников могут быть снижены возможности формирования у детей позитивных установок к труду и трудового воспитания детей в семье из-за отсутствия традиций (культурной памяти) в прародительской семье (соответственно, - детского опыта нравственного поведения в труде). То есть, у современного дошкольного учреждения появляется новая задача – восполнить этот пробел, помочь родителям накопить/обогатить/развить/скорректировать свой личный опыт труда (и не только домашнего) и целенаправленного, сознательного трудового воспитания своих детей в семье.
Как известно, в работе с современными родителями мало эффективны (по разным причинам) классические средства и методы, они не воспринимают прямых указаний педагогов, касающихся воспитания их детей в семье. В связи с этим, основной технологией взаимодействия с родителями стали «культурные практики», как ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое другим или самостоятельно, приобретение и повторение различного опыта самоисследования, самообразования, активного экспериментирования и взаимодействия с людьми в различных группах с целью приобретения нового культурного опыта в условиях недостаточного развития культурных умений, культурной памяти и культурных установок в том или ином виде деятельности [5].
В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека [6]. Пока от воспитателя не требуют компетенций взаимодействия с родителями по типу культурных практик. Однако, опыт показывает, что они необходимы и включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Основная идея - родитель, воспитывая ребенка, сам входит в культуру труда; педагог помогает родителю «практиковать в семье культуру труда и трудового воспитания».
Цель работы - организация таких культурных практик родителей, которые бы способствовали формированию у детей позитивных установок к различным видам труда в условиях семьи.
Итак, исходя из запросов общества, требований ФГОС ДО, социальной ситуации развития ребенка в семье и особенностей родителей, мы предположили, что родителям необходима помощь в накоплении (обогащении, развитии, корректировке) их личного опыта отношения к труду как к культурной практике и средству трудового воспитания.
Объект практико-исследовательской деятельности - взаимодействие с семьями с целью формирования у детей позитивных установок к различным видам труда.
Предмет – помощь родителям в накоплении и обогащении их личного позитивного опыта труда и трудового воспитания детей в семье как культурной практики.
Задачи:
1. Проанализировать наличные условия трудового воспитания в старшей группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182» г.Иваново.
2. Подобрать методики, провести исследование и проанализировать установки детей к различным видам труда, родителей – к трудовому воспитанию в семье.
3. Организовать взаимодействие с родителями (по типу культурных практик) с целью накопления у них положительного опыта трудового воспитания своих детей в семье.
4. Выявить эффективность взаимодействия с родителями (по типу культурных практик) по вопросам формирования у детей позитивных установок к различным видам труда.
База практико-исследовательской деятельности: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 182» г. Иванова, 20 детей старшей группы и их родители (18 мам и 5 пап), один дедушка и одна бабушка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью переноса осмысленного в работе теоретико-практического опыта взаимодействия с родителями (по типу культурных практик) по вопросам трудового воспитания детей в семье в практику работы любого дошкольного учреждения.
Анализ всех условий трудового воспитания в старшей группе показал их соответствие требованиям ФГОС, за исключением работы с родителями. По шкалам Экерс ее можно оценить удовлетворительно/минимально. Диагностический этап показал низкий уровень развития трудовой деятельности как у детей, так и у их родителей.
Продумывая стратегию организации более продуктивного взаимодействия с родителями, мы обратились к трендам современного образования взрослых. Так, эксперты Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО подготовили обзор нового отчета NMC Horizon о трендах будущего образования на ближайшие пять лет [7]. Тренд №1 — обучение становится пожизненным. Действительно, многие наши родители продолжая получать профессиональное образование, открыты к обучению. Что касается методов образования, то внедрение прогрессивных методов требует культурной трансформации. В отличие от процитированных авторов под культурной трансформацией методов мы имеем в виду обучение как взаимодействие субъектов, причем, эффективность обучающего взаимодействия, как нам представляется, напрямую зависит от эмоционального отклика на содержание и технологию. Абсолютно все родители эмоционально реагируют на все, что происходит с их детьми. Мы учитывали тот факт, что взрослые лучше учатся за пределами класса, в реальной жизни и в позиции обучающего. Мы считаем, что родителям надо помочь осмыслить собственный педагогический опыт, то есть, взглянуть на него как бы со стороны.
И последнее, что мы взяли из трендов образования на вооружение - сотрудничество как — ключевой фактор образования, самообразования и поиска эффективных решений. Все эти тренды можно назвать принципами нашего сотрудничества с родителями по типу культурных практик.
Формирующий этап научно-практического исследования продолжается.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Письмо Минобразования России. http://sudact.ru/law
Методические рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей и подростков / под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Квант медиа, 2017.
Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. Педагогика искусства http://www.art-education.ru/electronic-journal, № 2, 2016.
Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.
Тренды образования 2018. - http://trends.skolkovo.ru.