Двигателисерии JZ ‒ автомобильные бензиновые рядныешестицилиндровыедвигатели производства Toyota, пришедшиенасмену двигателям M. Все двигатели серии имеют газораспределительный механизм DOHC с 4 клапанами на цилиндр, рабочий объём ‒ 2,5 и 3 литра. Двигатели рассчитаны на продольное размещение для использования с заднеприводной или полноприводной трансмиссией. Выпускались с 1990 по 2007 г. Преемником стала линейка V6 двигателей GR.
Согласно системе маркировки Toyota, обозначение двигателей Toyota JZ расшифровывается следующим образом: первая цифра обозначает поколение (1 ‒ первое поколение, 2 ‒ второе поколение), буквы за цифрой ‒ JZ, оставшиеся буквы ‒ исполнение (G ‒ механизм газораспределения DOHC с широкими «производительными» фазами, T ‒ турбонаддув, E ‒ впрыск топлива с электронным управлением)
Двигатель версии 2JZ-GTE получивший 280 л. с. при 5600 оборотах в минуту и 435 Н·м крутящего момента производился с 1991-го по 2002 год исключительно в Японии.
После модернизации в 1997 году двигатель получил систему VVT-i. Увеличился крутящий момент до 451 Н·м. Японским законодательством мощность двигателя была ограничена теми же 280 л. с. для внутреннего рынка, хотя согласно документации Toyota, на североамериканском и европейском рынках мощность двигателя 2JZ-GTE VVT-i достигала 321 л. с.
Это был ответ на Ниссановский двигатель RB26DETT и его усовершенствованной версии RB26DETT N1 разработанной подразделением Nismo, который добился успеха в ряде чемпионатов таких как FIA и N Touring Car.Двигатель компоновался двумя коробками передач: автоматической для комфортной езды и механической спортивной.
На моторе 2JZ стоят две турбины, на низких оборотах все шесть цилиндров дуют в одну турбину раскручивая её, потом подключается вторая и две турбины работают параллельно. На RB турбины запараллелены изначально, три цилиндра дуют в одну турбину, три цилиндра в другую по системе twinturbo.
На RB стоит индивидуальная дроссельная заслонка на каждый цилиндр, поэтому моторы RB гораздо отзывчивее на газ. Но найти такой мотор гораздо сложнее.
2JZ-FSE D4 — двигатель 2JZ с непосредственным впрыском, аналог 1JZ-FSE, степень сжатия 11.3, мощность 217 л.с. Вышел в 2000-ом году и производился до 2007 г.
2. 2JZ-GE — атмомосферник 2JZ, первая вариация, выпускавшаяся до 1997 года. Имела степень сжатия 10.5, мощность, в зависимости от настройки, 220-230 л.с. После модернизации появилась система изменения фаз газораспределения VVTi , 3 катушки зажигания, соответственно, другая прошивка и прочие мелочи. Мощность осталась на прежнем уровне.
3. 2JZ-GTE.— спортивная турбо версия на базе 2JZ-GE, с турбинами CT20A, интеркулером, другими поршнями под степень сжатия 8.5, распредвалы с подъемом 7.8 мм/8.4 мм, фаза 224/236Ю что позволилополучить на выходе 280 л.с. и 432 Нм. На экспортных версиях использовались турбины CT12B, валы 8.25 мм /8.4 мм, форсунки 540 сс, вместо японских 430 сс и благодаря этому отдача достигла 321 л.с. и 441 Нм. В 1997 году 2JZ получил систему изменения фаз газораспределения VVTi, мощность осталась прежней, крутящий момент вырос до 451 Нм.
В целом, 2JZ-GTE – очень надежный двигатель, обладающий огромным потенциалом для тюнинга, имеющий ресурс более 500000 км. При этом мотор широко представлен на вторичном рынке и найти его не составит большого труда. Средняя стоимость такого двигателя 100 тыс. рублей.
Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_Toyota_JZ
https://www.drom.ru/catalog/toyota/engine/2jz-ge/
https://www.drive2.ru/b/2520776/
https://www.drive2.ru/b/2762218/
https://zen.yandex.ru/media/id/5ccd78f7ac1ad900b3c69359/2jz-gte-vs-rb26dett-5cd26b1ab539b500b33dbcf4