Рынок информационно-консультационных услуг в АПК - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Рынок информационно-консультационных услуг в АПК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для сельскохозяйственного производства необходимы не только ресурсы (земля, труд и капитал), но и знания, информация, предоставление которых можно считать особым видом труда. В условиях перевода сельского хозяйства на инновационный путь развития научно-техническое сопровождение в виде информационно-консультационных услуг является важным фактором эффективности его функционирования.

В агропромышленном комплексе наряду с рынком ресурсов получает развитие рынок информационно-консультационных услуг, который представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке таких услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями в аграрной сфере. Субъектами данного рынка являются информационно-консультационные службы и сельскохозяйственные товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования. Объектом рынка, т.е. предметом продажи или обмена, выступают информационные системы и технологии, консультационные услуги.

Основные факторы формирования спроса и предложения

Рассмотрим основные факторы формирования спроса и предложения на исследуемом рынке. Уровень спроса на информационно-консультационные услуги зависит прежде всего от цены, а также от следующих важнейших факторов:

• масштаб рынка — в наиболее крупных сельскохозяйственных регионах имеет место более высокий и устойчивый уровень спроса на подобные услуги, чем в небольших или регионах с высокой степенью урбанизации;

• уровень дохода сельских товаропроизводителей — как известно, при росте доходов спрос на искомые услуги возрастает;

• предпочтения потребителей — при недостатке собственных средств и в отсутствии возможности получения долгосрочного кредита спрос на услуги по совершенствованию производства, оптимизации сбыта, повышению эффективности деятельности возрастает по сравнению с услугами инвестиционного проектирования;

• конкурентная среда — доступность услуг, оказываемых другими консультационными службами.

В качестве основных факторов предложения на рынке информационно-консультационных услуг можно выделить:

• издержки на оказание услуг — чем ниже удельные издержки, тем больше услуг может оказать служба при данном уровне цены. Экономия издержек консультирования, в свою очередь, зависит от уровня оплаты труда квалифицированных специалистов, а также от цен на используемые ресурсы;

• научно-технический прогресс в сфере информационных технологий — использование новых методов исследования и консультирования;

• количество субъектов рынка (служб, фирм) — в частности, достижение наибольшего предложения возможно в условиях совершенной конкуренции. Однако существование подобных совершенных рынков невозможно по ряду объективных причин, к числу которых относится необходимость лицензирования на оказание соответствующих услуг, безвозмездное консультирование отдельных категорий клиентов государственными службами и пр.;

• государственная поддержка и контроль — участие органов государственной власти в консультационном процессе, повышение доступности основных направлений консультирования для широких категорий заинтересованных лиц, контроль качества оказанных услуг.

Формы организации информационно-консультационных служб

Формы организации информационно-консультационных служб многообразны. Можно выделить следующие:

1) службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления — министерства сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов;

2) службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов, НИИ, сельскохозяйственных колледжей и профильных школ;

3) кооперативные организации по оказанию консультационных услуг;

4) консультационные службы как подразделения коммерческих фирм;

5) консультационные службы в виде самостоятельных коммерческих организаций.

Специфика информационно-консультационных услуг в АПК складывается из объективных особенностей отрасли и сущности самого информационно-консультационного процесса. В основе этих отличительных черт прежде всего лежат природно-биологические особенности, которые обусловливают технико-технологическую, организационную и социально-экономическую специфику.

Для поступательного развития отечественного сельского хозяйства необходимо решение следующих важнейших задач информационного характера:

• определение направлений развития, позволяющих предприятию получить существенные преимущества над своими конкурентами;

• разработка принципиально новых подходов к ведению производственно-сбытовой деятельности, открывающих хозяйствующему субъекту пути усиления своих рыночных позиций;

• своевременное прогнозирование конъюнктурных изменений на аграрном рынке и принятие оперативных управленческих решений.

На сегодняшний день рынок информационно-консультационных услуг во многих странах мира стремительно развивается, однако, в России его состояние не соответствует современным требованиям. Отечественное сельскохозяйственное производство находится на достаточно отсталом уровне. Одним из факторов, замедляющих процесс инновационного развития агропромышленного комплекса, является низкий уровень технологической оснащенности. В то время как мировой опыт ведения сельского хозяйства уже напрямую связан с информационными технологиями, в России только предстоит открыть в полной мере это направление.

Определенный опыт развития информационно-консультационной сферы в нашей стране имеется. С начала XX в. предпринимались неоднократные попытки как научного, так и организационного характера распространить эти процессы в аграрной сфере.

А.В. Чаянов в научном труде «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» (1918) обозначил, что главной функцией информационно-консультационных служб является повышение уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Другими словами, надо не говорить фермерам, что им следует делать, а повысить их уровень знаний до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно.

В советский период была соответствующая организационная структура, которая обеспечивала информационно-консультационное сопровождение агропромышленного производства. В период аграрных преобразований она практически прекратила свое существование.

Направления развития информационно-консультационных в России

В последние годы информационно-консультационная поддержка сельских товаропроизводителей вновь стала актуальной. Министерство сельского хозяйства РФ акцентировало деятельность на следующих направлениях:

• создание инфокоммуникационной системы АПК России, призванной обеспечить автоматизированный обмен данными на всех уровнях, а также эффективное применение информационных технологий в деятельности окружных, региональных и районных органов управления АПК;

• создание автоматизированной информационной системы, интегрирующей информационную поддержку деятельности Минсельхоза РФ, Россельхоза, Россельхознадзора, процессов управления отраслью регулирования агропродовольственных рынков. Задачами такой системы являются: обеспечение руководства и специалистов оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, а также информационная поддержка процессов принятия решений. В ее основе — современные технологии, позволяющие осуществить комплексную информатизацию и автоматизацию деятельности федеральных органов управления АПК на базе централизованных информационных ресурсов, адаптивных инструментов доступа к данным, а также сервисных средств их обработки;

• создание системы дистанционного мониторинга земель сельхозугодий. Это позволит точно оценивать размеры пахотных земель в зонах интенсивного и рискованного земледелия, их продуктивность, выявлять негативные почвенные процессы, обнаруживать признаки поражения культур и ареалы распространения вредителей, проводить мониторинг чрезвычайных ситуаций;

• создание системы информации о рынке АПК для изучения конъюнктуры на сельхозпродукцию, продукцию перерабатывающей промышленности, материально-технических ресурсов и услуг для села, анализа состояния и прогнозирования развития рынка сельхозпродукции и продовольствия, обеспечения рыночной информацией органов управления АПК с целью регулирования рынка, поддержки производителей, обеспечения участников рынка информацией о ценах, объемах реализации и закупок продукции, материально-технических ресурсов и услуг.

Функции информационно-консультационных служб

В современных условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной продукции связан с трудностями, имеет место жесткая конкуренция среди производителей сельхозпродукции как внутри страны, так и между странами, массовое банкротство неэффективно работающих сельхозпроизводителей, особая роль возлагается на сельскохозяйственную информационно-консультационную службу. Задача службы — содействовать решению проблем сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в производство, обеспечения взаимодействия с организациями, влияющими на развитие аграрного сектора.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно на основе принятия оптимальных управленческих решений, внедрения новой техники и прогрессивных технологий. В этой связи одной из основных функций является идентификация для целей информационно-консультационных служб законченных научных разработок. Она начинается с составления реестра разработок и описания их реальной значимости. Оценка инноваций проводится по нескольким параметрам и в заключение составляется паспорт разработки. Ранжированный по значимости список разработок с паспортами заносится в базу данных и становится доступным для сельхозпроизводителей.

В функции информационно-консультационных служб входят также формирование, актуализация и доведение до сельхозпроизводителей коммерческой информации о рынках сбыта, ценовом мониторинге, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве. Формирование обратного потока информации от сельхозпроизводителей также занимает важное место в работе информационно-консультационных центров. Одной из главных задач информационно-консультационных служб является процесс обобщения мнений и запросов первичных товаропроизводителей по интересующим их проблемам.

Важной функцией является оказание помощи сельскохозяйственным производителям по вопросам стратегии их развития. Большое место в деятельности информационно-консультационных центров занимает образовательная функция. Это прежде всего работа в рамках семинаров, конференций, обучающих курсов, фермерских кружков самообразования.

Список литературы

Бабулошвили К. Управленческое консультирование. – М, Эксперт, 1992.

Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998.

Бобахо В.А. Организационный консалтинг: культура изменений // Управление персоналом, 1998, № 12.

Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий: обобщение передового опыта. М.: 1998.

Макхель К. Управленческий консалтинг. М.: 1999.

Пестофф В.А. Консультант по управлению: новые задачи//ПтиПУ, №2 1989.

Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению М.:Экономика, 1975.

Просмотров работы: 225