Факторы ухода из спорта спортсменов-легкоатлетов в возрасте 16-18 лет - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Факторы ухода из спорта спортсменов-легкоатлетов в возрасте 16-18 лет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В поступательном развитии спорта большую роль играет феномен мотивации. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена, не только ведет к его поставленной цели, но и влияет на характер всех процессов спортивной деятельности [3]. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат. По мнению Р.А. Пилояна и В.Ф. Сопова, зависимость успешности спортивной деятельности от особенностей мотивации – это факт, не требующий обоснования.

Высокие спортивные достижения теснейшим образом связаны с мотивацией, особенно если спортсмен юношеского возраста. Юношеский возраст – период самоопределения личности. Этот период характеризуется концентрацией внимания человека на себе, как она (он) выглядят в глазах других людей. Такая ориентация на себя не вписывается в общественные и социальные функции спорта [2, 5].

Недооценка роли мотивов, их изменения со временем спортивными педагогами, самими спортсменами часто приводит к тому, что спортсмен оказывается неспособен проявить свои возможности, реализовать ту большую работу, которую он совершает, занимаясь спортивной деятельностью. Также, неудовлетворенность результатами в спорте может стать непреодолимой помехой в реализации личного потенциала и социализации человека в других сферах жизни после ухода из спорта [1]. Как показывают результаты исследований и практика, возраст 16-18 лет является критическим этапом ухода из спорта [1, 4].

Цель – научно-методическое выявление факторов ухода из спорта у спортсменов в возрасте от 16 до 18 лет.

Возраст спортсменов от 16 до 18 лет – это период их поступления и адаптации в высшем учебном заведении. Этот возраст чаще всего является критическим для становления профессиональной спортивной карьеры. Ее еще называют третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Такой ребенок на пороге взрослой жизни весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность- период стабилизации личности. Поскольку в это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Примером этого служит юношеский максимализм в оценках и страстность в отставании своей точки зрения. Главным становиться личностное и профессиональное самоопределение. Также жизненные сложности и трудности становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине [1].

За относительно короткий срок данного периода надо суметь выстроить жизненный план, осознавая при этом способы достижения поставленных жизненных целей. Старшекласснику при знакомстве с различными профессиями приходится опираться на чужой опыт, что совсем не просто. Ему важно решить, будет ли будущая профессия связана со спортом или нет, возможно ли совмещение занятий спортом с учебой в высшем учебном заведении [5].

В 17 лет происходит резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми. Все это вызывает напряженность. Адаптироваться могут помочь семья, уверенность в себе, советы тренера. И еще один важный момент – изменение учебной мотивации: учеба осознается как необходимая база для получения будущей профессиональной деятельности. И поэтому в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учебе. В этот период участие в соревнованиях у многих остается на втором плане, потому что важно успешно закончить школу и поступить в учебное заведение.

В 17-18 лет у большинства студентов появляется необходимость адаптации к новой бытовой обстановке (проживание в общежитии), к новому коллективу (в учебной группе), к новым преподавателям.

Для спортсменов, завершивших занятия спортом в возрасте от 16 до 18 лет, основными причинами, как правило, были трудности совмещения обучения в вузе и спортивных занятий. Поскольку в этот период времени спортсмен чаще всего задумывается о будущей профессии, то поступая в университет для получения определенной специальности, не всегда удается полноценно совмещать учебу и серьезные занятия спортом [1].

В этом возрасте интерес к спорту повышен, за счет того, что юному спортсмену интересны физиологические возможности своего организма, понимание своих резервов. В свою очередь, в тренировке юных спортсменов развитие спортивных результатов ни в коем случае не следует считать объектом управления тренировкой. Основные усилия необходимо направлять на решение специфических для этапов тренировки задач достижения в будущих соревнованиях высоких результатов. Часто детские тренеры настроены на то, чтобы достичь со своими спортсменами серьезных результатов, и далеко не все задумываются об их физическом и психологическом состояниях, которые порой бывают на грани срыва, что ведет к перетренированности и к травмам. Из этого вытекает еще две причины, по которым молодой спортсмен может прекратить занятия спортом [1].

Итак, основные причины ухода спортсменов, завершивших занятия спортом в возрасте от 16 до 18 лет:

– трудность совмещения учебных и спортивных занятий;

– желание иметь профессию, не связанную со сферой спорта;

– наличие травмы или совокупность травм;

– отсутствие мотивации или сниженной мотивации.

Таким образом, проблема мотивации спортсменов в возрасте 16-18 лет является актуальной и требует дальнейших исследований.

Список литературы

Дергач, Е. А. Уход из спорта: причины и особенности: монография / Е. А. Дергач; С. К. Рябинина. – Красноярск – Сиб. федерал. ун-т. – 2012. – 176 с.

Галкина, Ю. А. Исследование мотивации достижения у спортсменов, занимающихся лёгкой атлетикой / Ю.А. Галкина // Молодёжь Сибири – науке России: Международная научно-практическая конференция. – Красноярск – 2014. – С. 79-82.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер. 2006. – 512 с.

Мнацаканян, Б.Х., Сопов, В.Ф. Специфические факторы демотивации в группах возрастных периодов / Б.Х Мнацаканян, В.Ф.Сопов // Мат. XIII Межд. научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, «Рудиковские чтения». – Москва – 2017. – С. 210-213.

Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – Москва : Физкультура и спорт. 1984. – 103 с.

Просмотров работы: 320