Творческие способности – далеко не новый объект изучения. Проблема человеческих возможностей вызывала колоссальный интерес у людей во все времена. Между тем у общества не возникало особой необходимости в обучении творчеству. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, а также научные открытия. В наше время положение коренным образом изменилось. Жизнь в эпоху новых технологий становится все многообразнее и сложнее. Она требует от человека не стандартных, обычных действий, а подвижности, эластичности мышления, быстрой ориентации и привыкания к новым условиям, творческого подхода к решению больших и небольших проблем. Все без исключения культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой работы. В таком случае, насколько далеко продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Проблема творчества является одной из тех, которые становятся заметны при использовании самых разнообразных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, хозяйственной и других [1].
Выявление и становление творческого потенциала личности каждого ребёнка считается одним из приоритетных направлений педагогики в наши дни. Понятие творчества вообще и детского, в частности, постоянно притягивало к себе интерес со стороны педагогов, психологов, искусствоведов, философов [2]. Не утратило собственную значимость оно и на сегодняшний день, позволяя устанавливать все новые вопросы перед учеными и находить подходящие пути с целью его формирования и становления.
Творческим персонам свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а приступают к поиску решения по всевозможным направлениям с тем, чтобы проанализировать как можно больше альтернатив [3].
В детях в обязательном порядке нужно поддерживать любое влечение к творчеству, какими бы наивными и несовершенными были итоги их деятельности. Многолетние исследования творческой деятельности точно также, как и работы целого ряда известных авторов предоставляют конкретные причины для попытки построения некоторых новейших теоретических утверждений относительно динамики и организации творческого процесса, сути творчества.
Старший дошкольный возраст — промежуток времени, когда ребенок впитывает и накапливает знания. Удачному осуществлению этой значимой актуальной функции способствуют отличительные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, высокая чувствительность, восприимчивость, наивно-игровой подход ко многому из того, с чем они сталкиваются. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые выражаются в развитии способности к замыслу и его претворении в жизнь, в умении сочетать собственные знания и представления, в неподдельной передаче собственных впечатлений. Потенциальные возможности, имеющиеся в натуре любого ребёнка, не выражаются сами по себе, а требуют для собственного воплощения воспитательного воздействия преднамеренно организованной деятельности.
Детское конструирование в узком смысле означает процесс возведения конструкций, в которых предусматривается взаимное размещение деталей и их составляющих и способы их объединения. Как правило, процедура конструирования протекает в форме игры для того, чтобы вызвать интерес у ребенка. В истории педагогики игры со строительным материалом изображены достаточно давно и презентованы в многочисленных системах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Содержанием игр со строительным материалом считается создание, воспроизведение окружающей действительности с помощью всевозможных материалов в ходе детского творчества [2].
В истории педагогики конструирование как вид продуктивной работы описан достаточно широко и представлен практически во всех иностранных системах воспитания детей дошкольного возраста. В то же время, как показывает опыт практической работы ряда учебных заведений, конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте отходит на второй план. Для конструирования не выделяется достаточное количество времени и в связи с данным фактором детское конструирование, которое реализуется на репродуктивном уровне, не приносит ожидаемого результата.
Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и остальных материалов, сборку различных моделей из составляющих конструкторов. Детское конструирование также понимается как продуктивная деятельность, которая была ориентирована на создание конструкций, строений, объектов из различных деталей, частей с внедрением различных способов их соединения и взаимного расположения частей.
Детское конструирование позволяет в комплексе решать задачи обучения, воспитания и развития ребенка. В ходе конструирования у дошкольников развиваются операции анализа и синтеза, улучшается и становится более целенаправленным зрительное осознание, складываются обобщенные методы действий, умение изучать предмет, планировать свои действия [4]. Занятия конструированием содействуют формированию нравственно-этических свойств личности ребенка. С помощью конструирования у малыша развиваются пространственные и обобщенные восприятия о предмете.
Важным условием развития конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте является обилие видов детского конструирования, основой для выделения считаются материалы, из которых ребенок создает конструкции. Этот вид детского конструирования, прежде всего, гарантирует развитие разнообразных мыслительных операций. Он позволяет использовать все ключевые формы конструирования в следующей очередности: конструирование по образцу, по условиям, конструирование по своему плану. Конструирование из деталей на репродуктивном уровне позволяет ребенку овладеть различными способами сборки моделей по рисункам и схемам, научиться правильно их «читать», на уровне мыслей переводить объемные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот плоскостные в объемные. Через определенное время, конструирование приобретает творческий характер, дети создают новые уникальные планы, учатся находить нестандартные решения, осуществляя значительные изменения и различное комбинирование известных операций [5].
Исходя из совокупности перечисленных моментов, более полное раскрытие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста становится возможным при разработке педагогических условий. В качестве таких условий возможно выступит специально организованная среда, спланированная целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, повышение компетентности педагогов и родителей, либо опекунов в вопросах развития творческих способностей. У всех видов конструирования свои плюсы, поэтому нужно группировать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, а также творчества детей.
Список использованной литературы.
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
2. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / В. Богат, В. Нюкалов. – Дошкольное воспитание. – 1994. - №1. – С. 17-19.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М.: ACADEMIA, 2002. – 327 с.
4. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -1982 №11. С. 32-38.
5. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 1990. - №4. – С. 5-9.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2004. – 312 с.
8. Годфруа, Ж. Психология. / Ж. Годфруа, Изд. В 2 т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435- 442.
9. Давыдов, В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста / В.В. Давыдов // Дошкольное воспитание, 2000, № 4. – С.34-37.
10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. М.: Знание, 2005. – 223 с.