Организация познавательной деятельности учащихся в процессе правового обучения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе правового обучения

Ситдикова Д.И. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты посредством традиционных методов обучения. Необходимо не увеличивать количество знаний, а улучшать качество их усвоения и формировать устойчивые умения применять их в жизни. Это подразумевает отказ от методик, требующих простого воспроизведения полученной информации, и обращение к таким дидактическим методам, которые делали бы обучающихся не пассивными слушателями, а активными и равноправными участниками образовательного процесса. Этому способствует использование современных интерактивных методов.

В условиях современного общества организация познавательной деятельности педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением интерактивных методов, становится важной составляющей его профессионализма.

Понятие «деятельность» рассматривалось в различных трудах педагогов и психологов. Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».1 И.Е. Зимняя под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром». 2 В трактовке, предложенной А.М. Леонтьевым, деятельность представлена как действия, побуждаемые определенным мотивом и имеющие определенную цель, состоящие из ряда операций и имеющие результат, ограниченный рамками конкретных условий.3

Деятельность - это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и, в конечном счёте, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.4 В школьном возрасте основной деятельностью является познавательная деятельность. Уровень познавательной деятельности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.5

В нашей стране проблемы развития познавательной деятельности стали разрабатываться в 60-е годы XX века с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, и многих других ученых.

Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.6 А. М. Леонтьев в познавательной деятельности человека выделяет два аспекта:

1) информационный (восприятие, хранение, преобразование и использование информации);

2) мотивационный (активность и направленность мысли, определяемые интересами и ценностями ориентации личности).7

Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин условно выделяет два типа: адаптивный, обеспечивающий Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, можно выделить этапы:

1) Выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации.

2) Выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи.

3) Контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.

Ш.А. Амонашвили в структуре познавательной деятельности учащихся выделяет:

- мотив как движущую силу познавательной активности учащихся;

- объект познания, имеющий дидактически организованную форму;

- способы и средства действия с объектом с целью его усвоения (как сделать так, чтобы обеспечить лучшее восприятие, понимание и запоминание учебного материала);

- посредническую роль педагога между познавательными силами учащегося и объектом усвоения;

- результат познавательной активности.8

Управление познавательной деятельности школьников не возможно без форм организации познавательной деятельности. Под формой организации познавательной деятельности понимают «целенаправленное формирование характера общения в процессе взаимодействия педагога и учеников, отличающихся моментом распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором категорий учебной работы и режимом - временным и пространственным».9

Формы познавательной деятельности учащихся бывают:

1) Индивидуально-обособленная форма. Она присутствует тогда, когда содержание учебного материала достаточно понятно для самостоятельного изучения учащихся.

2) Фронтальная форма познавательной деятельности. Она подразумевает выполнение ключевых задач всеми учениками класса для достижения ими всех познавательных заданий. Она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий. Для того чтобы эта форма была более продуктивной, педагог должен заранее продумать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые определят намеченные аспекты всей цели.

3) Групповая форма организации познавательной деятельности. Она создается в организации таких учебных задач, при которых общая познавательная задача ставится перед конкретной группой школьников.

4) Коллективная форма познавательной деятельности. В.К. Дьяченко составил теоретические и технологические основы этой формы познавательной деятельности. Он выделяет, что это подобная форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива выступает активно в обучении всех остальных членов.

Методический прием - это система регулятивных принципов и правил составления педагогически целесообразной совокупности учителя и учащихся, используемая для достижения целей обучения.10

Выбор методического приема зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общих дидактических методов.

Существует масса методических приемов, которыми учитель пользуется на занятии. Так, С.А. Морозова предлагает следующую классификацию методических приемов:

1) Приемы устного изложения теоретического материала. Сюда входят объяснение, рассуждение, характеристика, повествование (конспективное, сюжетное), описание.

2) Приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом: составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста).

3) Приемы формирования учебных умений.11

Певцова Е.А. добавляет к этим приемам еще приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта).12 М.Т. Студеникин выделяет письменно - графические приемы: составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новых слов, выполнение рисунков.13

Интерактивный метод является одним из методических приемов. Интерактивное обучение - способ понимания, созданный на диалоговых методах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, внедренное в общение, в процессе которого у учащихся формируются навыки совместной работы. Это метод, когда «все обучают каждого, а каждый обучает себя и всех».14

Понятие «интерактивный» -означает умение взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с другим человеком или с чем-либо. Таким образом, интерактивное обучение - это такое диалоговое познание, в процессе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.15

Инновационные потоки в сегодняшнем мире регулярно внедряются во все сферы жизни, в том числе и в систему учебного процесса. Учитель может уже сейчас переложить на интерактивные формы обучения большую часть своей работы. Однако именно в этом случае и проявляется одна из самых частых ошибок.

На современном этапе встает вопрос - как использовать сегодняшние инновационные методы обучения в образовательном процессе, и нужны ли они вообще.

Необходимо выделить следующие виды интерактивных форм обучения:

- формат и качество рисунка или изображения, нарисованного мелом на доске, не имеет сравнения с ясным, ярким, четким и цветным изображением на экране проектора; - повышается уровень использования наглядности на уроке;

- повышается производительность предмета и самого урока;

- легче устанавливаются межпредметные связи в учебе;

- учитель составляющий, или использующий технические средства обучения, обязан обращать большое внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Интерактивный метод обучения включает несколько задач:

- формирует информативные умения и навыки, формирует установлению эмоционального восприятия между детьми;

- создает информационную деятельность, так как снабжает учащихся необходимой информацией, без которой не совместить общую деятельность;

- создает общие образовательные умения и навыки;

- содержит воспитательную функцию, потом что приучает работать сообща, опираться на чужое мнение.16 Таким образом, применение интерактивного обучения дает ребенку:

- развивать личностные качества;

- осмысливать вовлеченность в общую работу;

- формировать активную точку зрения в учебной деятельности;

- развивать умение общаться;

- принимать нормы и правила морали и нравственности общей деятельности;

- увеличивать познавательную активность.

Обществу (классу, группе):

- создавать дружную групповую общность;

- увеличивается интерес в познании нового;

- развивать умение анализировать в процессе групповой рефлексии;

Для учителя:

- возможность нестандартно провести образовательный процесс;

- создание мотивационной поддержки к объективных взаимодействиях в различных социальных ситуациях.17

Список использованных источников и литературы:

Амонашвили Ш.А. Единство целей. М., 2002. 235 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 2015. 176 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе. М.: Просвещение. 2006. 414 с.

Беркалиев, Т.Н. Инновации и качество школьного образования. М. 2007. 184 с.

Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград. 2016. 264 с.

Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М. 2014. 218 с.

Буряк В.Н. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007. №8. С.71-74.

Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся // Специалист. 2008. №2. С.31-33.

Зимняя И.Е. Педагогическая психология. М. 2015. 216 с.

Коджаспиров А. Педагогический словарь. М.: Наука. 2011. 342 с.

1 Немов Р.С. Психология. М., 2014, С. 21.

2 Зимняя И.Е. Педагогическая психология. М., 2015, С.43.

3 Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005, С.67.

4 Буряк В.Н. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007, №8, С.71.

5 Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся // Специалист. 2008, №2, С.31.

6 Коджаспиров А. Педагогический словарь. М., 2011, С.231.

7 Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005, С.67.

8 Амонашвили Ш.А. Единство целей. М., 2002, С.157.

9 Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. М., 2009, С.41.

10 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 31.

11 Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М. 2012, С.143.

12 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М. 2013, С.112.

13 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М. 2014, С.64.

14 Гребенюк О.О. Общая педагогика, Калининград, 2016. С.112.

15 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 42.

16 Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М., 2014. С.118.

17 Борытко М.Н. Теория обучения: учебник для студентов пед.вузов. Волгоград, 2016, С 45.

Просмотров работы: 50