ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском обществе, особенно актуальна необходимость, выстраивание интеграционных процессов, включающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при получении высшего образования. Для решения данной проблемы, образовательные учреждения должны решать возникающие проблемы в обеспечении доступности данной категории студентов к информации, образовательному процессу, социально-психологической и профессиональной адаптации [2, 4].

Внедрение разнообразных моделей непрерывного профессионального образования, индивидуализации, создание специальных условий, мобильности и коммуникативности, создают предпосылки к распространению тьюторской системы обучения. Регламентирующими документами Российской Федерации, официально закреплен статус тьютора [6].

Необходимо отметить, что эффективность обучения в вузе и рекреация психоэмоциональной сферы, зависят от того как быстро студент с инвалидностью по зрению, сможет адаптироваться в условиях новой обстановки и ритму жизнедеятельности. Поэтому, от успешной адаптации в вузе во многом зависит продолжение дальнейшей учебы, мотивации, личностного роста и развития. Введение должности тьютора в учебных заведениях, позволяют студенту с глубокими нарушениями зрения, более конструктивно, индивидуально решать стоящие перед ним задачи в образовательном процессе, активно пользуясь тьюторским сопровождением. [1]

В работах Т.М. Ковалевой сделан акцент на развитие тьюторства с целью индивидуализации и формирования устойчивой мотивации на обучение, адаптации и личностном ориентировании в образовательной среде. Для этого тьютору необходимо: обладать психолого-педагогическими технологиями, которые способствуют формированию у тьюторанта умений самостоятельно решать свои проблемы и возможности адаптации, социализации в процессе обучения в высшей школе; поддерживать мотивацию студентов в построении индивидуальной траектории обучения [3].

Тьюторское сопровождение необходимо для оформления индивидуального образа, профессиональной траектории и построения наиболее адекватных механизмов по их достижению. Для эффективной работы необходимо привлечение волонтеров, работающих в области инклюзии [5].

Цель нашего исследования – анализ психолого-педагогической работы тьютора в процессе обучения незрячих в вузе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические, включающие изучение психолого-педагогической литературы по данной тематике и эмпирические (анкетирование и интервьюирование), статистико-математический анализ.

При анкетном опросе был выбран метод основного массива, где генеральная совокупность студентов составила – 18 незрячих и слабовидящих студентов очно-заочной формы обучения, гуманитарного и естественно-научного направления обучения. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, которая включала 14 вопросов.

На основании полученных данных установлено, что в тьюторской помощи нуждаются – 36 %, 45 % – не нуждаются, 19 % – затруднились с ответом. В число нуждающихся вошла категория студентов с глубокими нарушениями здоровья. Следует отметить, что недостаточный уровень информированности студентов о возможности тьюторского сопровождения в вузе, привело к затруднениям, при выборе ответа.

По мнению 46 % студентов, тьютор – это наставник, работающий индивидуально с одним или несколькими учащимися, 27 % – координатор между учеником и образовательной системой, 27 % – помощник, корректирующий действия в процессе обучения.

Полученные результаты респондентов указывают на правильное понимание деятельности тьютора по обеспечению реализации идей личностно-ориентированного подхода и интегративности обучения, которое требует продуктивной, коммуникативной деятельности, что обеспечивается через организацию обратной связи.

При определении функционала тьютора – 22 % респондентов считают, что это помощь в выстраивании индивидуальной траектории образования, 19 % – обучение студента планировать свою собственную деятельность, 36 % – раскрывать весь спектр возможностей для самореализации и 23 % – затруднились ответить.

Основными качествами тьютора респонденты считают: сострадание понимание проблем студентов с инвалидностью, коммуникабельность, ответственность, инициативность, креативность мышления. Необходимо отметить, доминирование ответов: наличие организаторских способностей, умение находить контакт с людьми, позитивный настрой.

27 % опрошенных студентов испытывают трудности в учебном процессе из-за отсутствия необходимого технического оборудования.

На вопрос о наличии и возможности тьюторского сопровождения в вузе получены следующие результаты: 49 % ответили отрицательно, 36 % – положительно, 15 % – воздержались от ответа.

По мнению студентов проблемы, возникающие в процессе обучения в ВУЗе, помогает решать преподаватель – 48 %, одногруппники – 40 %.

«Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?» разделились почти поровну. В то же время по результатам анкетирования установлено, что большинство респондентов (67 %) считают, что для выполнения роли тьютора нужны специальные знания.

Большинство студентов при ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что тьюторское сопровождение является важным фактором качества высшего образования?» ответили утвердительно.

Следует отметить, что проведенное анкетирование направлено на: выявление знаний студентов с инвалидностью о деятельности тьютора и изучение их мнения о деятельности тьютора.

Направленность анкет раскрывала осознание студентами-инвалидами понятий «тьюторство», «тьюторская технология» и «тьютор»; выявляла потребность студентов в тьюторском сопровождении; определяла ожидания студентов во взаимодействии с тьютором и сферы сотрудничества с ним.

Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что в ЗабГУ, по мнению студенческой молодежи с нарушениями здоровья, не достаточно развито тьюторское сопровождение, что влияет на процесс адаптации и успешность обучения в университете.

Для комплексного тьюторского сопровождения необходимо: внедрить современные образовательные и реабилитационные технологии; осуществлять психолого-педагогическое и социальное сопровождение, обеспечение доступности и наличия, в достаточном количестве, технических средств образования.

Проведенное исследование, свидетельствует о существовании ряда задач перед педагогическим коллективом по развитию тьюторства в вузе. Это – разработка систем поддержки и управления развития инклюзивного студента; формирование ключевых компетентностей и создание пространства для профессионального самоопределения.

Тьюторство, как технология входит во многие аспекты инклюзивной работы в ВУЗе и вне его. Систематическое изучение практикоориентированных технологий дает развитию системного мышления, рефлексии, критического мышления, эмпатии, а также общей социальной компетентности тьютора. По результатам исследования при взаимодействии тьютор – педагог, педагог-студент и тьютор-студент, качества реализованных результатов в образовательной среде ЗабГУ будут, несомненно, улучшены за счет командной работы.

Список литературы

Беляева Т.К., Никишина О.А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе [Электронный ресурс] / Т.К.Беляева, О.А. Никишина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22754 (дата обращения: 28.01.2020).

Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета. –2015 .–№ 7 (182) – С. 98-104

Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т.М. Ковалева // Вопросы образования.– №2. – С. 163-180

Кохан С.Т. Организация инклюзивного образования в высшем учебном заведении / С.Т. Кохан, А.В. Патеюк, В.Л. Антонов. – Чита: ЗабГУ, 2017. – 120 с.

Кохан С.Т., Симонова В.О. Всем сколько можешь, - помогай!: метод. Рекомендации /Забайкал. Гос. Ун-т; - Чита: ЗабГУ, 2019 – 44 с.

Правовой статус тьютора в системе инклюзивного образования [Электронный ресурс]: сайт: https://cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-tyutora-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения 29.01.2020).

Просмотров работы: 37