ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Четырина Д.А. 1, Баркунова О.В. 2
1ШфИвГУ
2ШфИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России начинают постепенно преобладать западные ценности. «Западной течение» влияет на все сферы жизни,такие как музыка искусство, политика и закон, спорт и образование, и на многие другие области. Современные дети растут на мультфильмах и сказках, которые используют менталитет других этносов. Детям стали не интересны русские сказки, русские мультики. Дети и взрослые очень часто стали заимствовать слова из разных языков, забывая как они звучат на русском языке. Поэтому вопрос о дальнейшем становлении и развитии этнической идентичности будущего поколения стоит очень остро. Этническая идентификация очень влияет на взаимодействия: взаимодействия внутри этноса и взаимодействие с другими этническими культурами. Чем лучше мы понимаем свою культуру, тем лучше мы понимаем и чужую(Жуковская Н.Л.). Поэтому нужно помочь современному младшему школьнику развивать этническую идентичность.

Что такое этническая идентичность? По словам Крысько В.Г., «этническая идентичность (этничность),это эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности».

Дляизучение этнической идентичности у младших школьников под нашим руководством было проведено экспериментальное исследование. Задачи в исследовании этнической идентичности у младших школьников основывались на четырех важных составляющих этнической идентичности:

Эмоциональная- отношение к собственному этносу, к своей культуре;

Информативная- знания о Родине, культуре и традициях;

Ценностная- внутренняя позиция по отношению к традициям, истории и обычаям своего народа;

Поведенческая- применение знаний о своей этнической принадлежности, которые способствуют дальнейшему взаимоотношению и общению в жизни.

Изучение процесса развития этнической идентичности включало исследование в 2019 году на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа «Свиблово». Объем выборки - 63 младших школьника, среди которых 24% учащихся имеют другие национальности. Испытуемые были разделены на две группы- экспериментальную и контрольную группы.

Для диагностики нами определены показатели этнической идентичности: ценностный, для его изучения применили «Методику незаконченное предложение»; эмоциональный показатель, использовали анкету Т.Г.Стефанепко; для исследования поведенческого показателя с помощьюанкеты «Социокультурная идентичность»авторы Т.Д. Марцинковская, Е.М.Дубовская, Е.П. Белинская, Н.А. Голубева; информационный показатель, применялинашу авторскую анкета.

Интерпретация полученных данных анкетирования младших школьников:

1.На вопрос о том гордятся ли младшие школьники тем,что они родились русскими - 79% ответили, что они гордятся,но некоторые относятся к этому безразлично( 21%).

2. Самые популярные праздники «8 марта», «Новый год», «День защитника Отечества».

3. На просьбу назвать русские сказки,самые популярные ответы детей были:

- из русских: «Теремок», «Колобок».

-из зарубежных: «Оловянный солдатик».

4. Известных русских людей большинство затруднился назвать и написали «не знаю» (93%), В.В. Путин (7%).

5.Почти все испытуемые на вопрос как бы ты относишься к другим народностям, написали «хорошо».

Можно сделать выводы и сделать три уровня развития этнической идентичности:

Иметь представление о составляющих этнической идентичности, то есть низкий уровень -33%

Знает содержание этнической идентичности, то есть средний уровень- 51 %

Имеет опыт использования компонентов этнической идентичности, то есть самый высокий уровень -16%.

Диагностика особенностей этнической идентичности дала нам такие выводы, что у младших школьников довольно высокий уровень этнической принадлежности, этнического соотнесения себя со своей этнической культурой. Школьники достаточно включены в этнос, достаточно положительное отношение к этническим связям и к своим корням.

В дальнейшем обучающие и развивающие программы необходимо проводить на нескольких уровнях это развитие эмоциональной стороны по отношению к своей культуре, научить младших школьников применять полученные знания в ходе эксперимента, получить новую информацию о своей культуре,воспитывать ценностное отношение личности каждого ребенка к истории, культуре и традициям своего народа.

Список литературы:

Байченко А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -18 с.

Дерябина А. В. Диагностика ценностей, методы и средства их формирования // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 157-159.

Жуковская Н.Л.Монголия: мир кочевой культуры: Учеб.пособие. - 2-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 2014. – 239 с.

Марцинковская Т.Д., Е.М. Дубовская, Е.П. Белинская, Н.А. Голубева. Социализация в мультикультурном пространстве: методическое пособие / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический Институт РАО». - Москва : МПГУ, 2016. - 107 с.

Просмотров работы: 106