Понятие массового открытого онлайн курса - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Понятие массового открытого онлайн курса

Беззубцева Н.О. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

(учебник«Литературное чтение.Маленькая дверь в большой мир»Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 2 класс [8]) ученику предлагается загадать любого героя или предмет из прочитанного рассказа, остальные должны отгадать.

Это живой объект? (нет)

Это вещь? (да)

Это принадлежит одному из героев? (да)

Это шляпа

? (нет)

Это вещь Снусмумрика? (да)

Это губная гармошка? (да)

Также данную игровую методику

полезно

применять на этапе постановки

проблемного вопроса.

Например, у

читель предлагает с помощью игры «Да

-

нет»

отгадать знакомого

школьникам

автора, произведени

е которого они будут изучать на

уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:

Жив?

Нет.

Жил в прошлом веке?

Нет.

Жил в

XIX

веке?

Да.

Писал стихи?

Да.

Писал рассказы, повести?

Да.

и

т.

д.

Несмотря на то, что многие формы организации смешанного обучения являются частью неформального образования и не носят строгий институциональный характер, тем не менее такие формы как массовые открытые онлайн-курсы (далее МООК) получили большую популярность и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические концепции в своей основе.

Актуальность изучения онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в России и возможностями их использования для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки теоретико-педагогический анализ онлайн-курсов как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес.

МООК - феномен, появившийся в онлайн обучении сравнительно недавно. Первые попытки создания МООК предпринимались 5 лет назад, а сейчас МООК привлекает значительный интерес со стороны СМИ и учебных заведений. Все они видят МООК, как перспективное направление деятельности. Такие курсы можно воспринимать, как средство расширения возможностей онлайн обучения, с точки зрения открытого доступа к курсам и их масштаба, они так же дают возможность внедрить новые бизнес - модели, которые включают в себя элементы открытого образования.

Общее название MOOC образуется из четырех отдельных терминов:

- massive (массовый): для проведения курсов требуется большое количество участников;

o- pen (открытый): курс бесплатный, любой человек может присоединиться к нему; как правило в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные социальные сервисы Web 2.0;

- online (онлайн – электронный/дистанционный) означает, что материалы курсы и результаты совместной работы находятся в интернете в открытом для всех участников доступе;

- course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Основная цель массовых открытых онлайн-курсов – обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах.

Понятие «онлайн-курс» нуждается в уточнении определения в силу отсутствия единого понимания сути и содержания данного педагогического феномена. В современной научно-педагогической прозе определения «дистанционный» и «электронный» используют как синонимы при определении и описании онлайн-курсов, что неверно. Дистанционный - производимый или действующий на расстоянии, а электронный - существующий в цифровой форме (например, электронная книга) или осуществляемый с помощью сетевых технологий (например, электронная почта или электронный бизнес). В статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведено разъяснение разницы между электронным обучением (ЭО) и дистанционными образовательными технологиями (ДОТ): «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Онлайн-курсы также определяют как форму или вид обучения. Форма обучения - это способ организации образовательного процесса или его отдельного звена, характеризующийся типом коммуникативного взаимодействия между педагогическим работником и обучающимися, а также между самими обучающимися (очная, заочная, дистанционная, групповая, фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная и т.п.). Онлайн - курс как образовательный процесс, организованный определённым способом, не является ни формой, ни видом обучения, но может описываться как вид или разновидность (группа экземпляров, объединённых по общности признаков) дистанционного или электронного обучения.

Некоторые авторы определяют онлайн-курсы как электронный УМК, что оправданно при рассмотрении курса вне его использования в образовательном процессе. Как всякий учебно-методический комплекс, онлайн-курс имеет программу и методические рекомендации по его реализации, отражающие цели обучения и описывающие используемые организационные формы, полный комплект материалов, раскрывающих теоретическое содержание курса и позволяющих сформировать у обучающихся предусмотренные умения и навыки, а также полностью укомплектованный фонд оценочных средств и контрольно-измерительных материалов. В момент запуска онлайн-курс перестаёт быть электронным УМК, воплощая все особенности и приобретая все характеристики функционирующей педагогической системы.

Обобщая сказанное ранее, определим онлайн-курс как вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий и представляющий собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля.

Частным случаем онлайн-курсов являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), интеграция которых в образовательную систему стала предметом оживлённых дискуссий в научных кругах и в прессе. Повышенное внимание к МООК при недостатке полного и всестороннего их изучения привело к случаям размывания понятий «онлайн-курс» и «массовый открытый онлайн-курс» вплоть до полного их отождествления. Массовый открытый онлайн-курс (МООК) - это онлайн-курс, характерным признаком которого является открытый доступ (без ограничений) к учебным и контрольно-измерительным материалам курса для слушателей в объёме, достаточном для достижения запланированных (заявленных) результатов обучения и их оценки.

У любой концепции обучения имеются свои «плюсы» и «минусы». МООК не исключение. На наш взгляд, к преимуществам можно отнести:

Огромный спектр выбора онлайн – курсов, большое разнообразие программ и курсов. Сегодня каждый студент может найти для себя интересующую для него тему. Можно освоить практически любые специальности в различных отраслях: искусстве, археологии, программировании, физике, математике, истории. И совсем неважно, насколько глубоко вы планируете изучать данный предмет, ведь курсы рассчитаны на несколько уровней сложности для: новичков, углубленного изучения, специалистов и т.д.

Низкие расходы на обучение. Дистанционное обучение – более доступный вариант для получения знаний, так как оплата на курсы значительно меньше. Во-первых, отпадают затраты на транспорт, если проживаете далеко от университета. Во-вторых, нет необходимости приобретать литературу, учебные материалы, все это будет доступно в онлайн версии.

Комфортные условия для обучения. Студент сам выбирает, где ему будет удобно заниматься, будь это кафе, библиотека, гостиница или его дом. Ведь все необходимые для обучения материалы присылаются ему в электронном виде. Так же обучающийся может в любое удобное время просматривать лекции и делать домашнее задание, то есть поездки в учебные заведения отменяются.

Тесное взаимодействие с преподавателем. Теперь робким студентам совершенно нечего стесняться, так как им будет предлагаться участие в различных дискуссиях, опросах, в обсуждении материала в режиме «онлайн», ведь в удобной для себя атмосфере, люди более раскрепощены. К тому же студенты уверены, что им будет легче сосредоточиться на изучении материала, чем при занятии в аудитории, так как им не придется отвлекаться на других обучающихся.

Возможность получения дополнительного образования. Студенты могут получать дополнительное образование, при этом еще работать или учиться, благодаря МООС. Повышение знаний благоприятно влияет на карьерный рост.

Повышение квалификации. Для тех, кто уже имеет профессию, есть широкие возможности повысить свою квалификацию, получить дополнительные, более глубокие знания, прежде всего, не отрываясь от работы.

Нет никаких требований, ограничивающих доступ к курсам. Чтобы принять участие в онлайн-курсах, нужен только доступ в интернет. Также отсутствуют ограничения по возрасту, уровню образования, национальности, материальному положению и т.д.

Интеграция студентов из разных уголков мира. Курсы позволяют знакомиться и общаться студентам из самых разных стран в режиме реального времени, что позволяет обрести новых приятелей, друзей, узнать язык, культуру другого человека.

Непрерывное образование. MOOC позволяют реализовать систему «образования в течение всей жизни», так как курсы могут проходить и юноша, только окончивший школу; менеджер средних лет, решивший поддержать свою конкурентоспобность; пенсионер, который считает, что с выходом на пенсию, появилось много времени для того, чтобы узнать что-то новое в мире.

К недостаткам массовых открытых онлайн-курсов можно отнести:

Многочисленность участников курсов. Чтобы обеспечивать качественное образование всех студентов, пропорциональность студентов и преподавателей в учебных заведениях должна быть равной. При традиционном образовании преподаватель может выявить более слабых и более сильных студентов, чтобы сосредоточиться и акцентировать свое внимание на первых. Однако система МООС это исключает, так как в онлайн-курсах участвует огромное количество студентов, поработать с каждым эффективно не под силу ни одному педагогу, впоследствии чего студенты учатся самостоятельно, сами по себе, то есть отсутствует индивидуальный подход преподавателя к студенту.

Нет мотивации в обучении. Отсутствуют какие-либо санкции за неоконченное образование. Многие студенты начинают и бросают курсы из-за отсутствия мотивации. Если при традиционном обучении есть перспектива на получение трудоустройства, а также по окончании учебы выдается государственный диплом, то при дистанционном обучении нет трудоустройства, ты сам ищешь себе работу, и при окончании выдается только сертификат.

Любопытство. 90% всех зарегистрированных пользователей не заканчивают курсы, так как им всего лишь интересно узнать, что это за курсы, а в дальнейшем пропадает интерес и они их бросают.

Исключается возможность проведения практических и лабораторных работ, которые так необходимы для закрепления теоретического материала.

Отсутствует контроль знаний у студентов. При решении опросов, тестов или контрольных работ, студент может воспользоваться любыми дополнительными материалами массового доступа, например, интернетом. К тому же, сдать экзамен можно и не самостоятельно, если привлечь более знающего человека в этой отрасли.

Сертификат окончания МООК не признается в российских вузах. В иностранных университетах хорошо знают о массовых онлайн-курсах, но российским вузам такой способ обучения еще только предстоит узнать.

Высокая стоимость создания МООК. Для того чтобы организовать курсы необходимо привлечь лучших преподавателей страны, закупить оборудование для записи видеолекций, создать сайты и программное обеспечение для доступа студентов, что стоит немалых денег. Поэтому многие университеты России не смогут себе это позволить, понадобится государственная поддержка для реализации такой инициативы.

Обучение на иностранном языке. Большинство курсов созданы на английском языке, однако, малое количество студентов из России обладает нужным уровнем знания языка.

Все недостатки МООС вытекают один из другого, а также они все между собой взаимосвязаны. Сегодня МООС является основной темой дискуссии на предмет дальнейшего развития высшего образования России и мира, в целом. С точностью и уверенностью мы сказать не можем, что дистанционное обучение в будущем полностью заменит традиционное обучение.

Основными характеристиками МООС – технологии можно считать массовость аудитории, короткие видеоролики, промежуточные и итоговые тесты, дедлайны, возможность свободного общения преподавателей и студентов, а также студентов между собой. Массовость аудитории предполагает не только реализацию просветительской функции (возможность в настоящее время всем желающим прослушать курсы выдающихся профессоров, оставив для следующих поколений студентов такую же возможность), но и действенную педагогическую составляющую – дополнение изучаемого в традиционной форме материала онлайн курсами, воздействующими на все каналы восприятия информации человеком (например, визуальные, аудиальные) и учитывающими психологические черты современного студента.

Большинство MOOC построены так, что невозможно перейти от одной части учебных материалов к другой без прохождения промежуточного тестирования, в некоторых случаях ограниченного по времени. Обучаемому приходится возвращаться к неусвоенному материалу, если он не показывает успешный результат.

Дедлайны дают возможность создавать контрольные точки, определенные вехи прохождения курса, что позволяет управлять процессом обучения.

Технологии общения преподавателя с обучаемыми (например, возможность задать вопрос в чате), различные формы общения студентов между собой (форумы, группы по интересам, например, для решения конкретного задания) обеспечивают обратную связь с преподавателем и помогают в реализации проектных методов обучения.

Поэтому можно говорить о том, что в онлайн курсах заложен серьезный педагогический потенциал, позволяющий конструировать содержание и различными способами достигать четко поставленных целей обучения.

Современная научная литература содержит анализ данных, касающихся обучения студентов по средствам Интернет-технологий и показывают, что использование различных стилей обучения повышают успеваемость и мотивацию, а дистанционные формы обучения развивают самокотроль и способствуют развитию навыков, необходимых для обучения по средствам MOOC. Поэтому для обучения по средствам MOOC пользователю необходимо иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля, а также уметь самостоятельно формировать свои учебные цели и траекторию обучения для успешного освоения материала.

Это одна из самых новых и прогрессивных форм дистанционного обучения, которая активно развивается в мировом образовании. Обучение на платформах MOOC рассчитано на студентов различных уровней подготовки - как на новичков, так и на опытных специалистов. Самые популярные массовые онлайн-курсы собирают сотни тысяч студентов со всего мира. Самые популярные платформы для массовых открытых онлайн-курсов - Coursera, EdX, Udacity, Универсариум, Khan, Hexlet и др. Прохождение онлайн-курсов дает возможность получить знания от ведущих лекторов со всего мира, что снижает необходимость образовательной миграции, что экономит время, средства и позволяет получать знания без отрыва от работы или другой учебы.

Таким образом, в результате использования массовых открытых онлайн курсов вуз более широко реализует возможность участвовать в передаче культурного наследия человечества, получает мощный педагогический ресурс, повышает конкурентоспособность, узнаваемость в мировом образовательном сообществе. Все эти факторы помогают университету занять достойное место в динамично развивающейся системе высшего образования.

Просмотров работы: 122